Что это за „Вакханка ? Нам известно, что на художественной лотерее Общества Поощрения Художников, происходившей в Петербурге 16, 18 и 20 апреля 1838 г., были разыграны среди вещей Венецианова, между прочим, две „Вакханки ; под нумером первым значилась „Вакханка лежащая , под нумером двадцать седьмым — „Вак
ханка с фруктами на голове 3). Обе картины до нас не дошли, точно также неизвестно, какую из картин с мо
тивом вакханки имел в виду Венецианов, упоминая в записке к В. Г. Анастасевичу: „я оканчиваю мою „Вакханку ... 4).
Эта записка помечена 4 марта 1832 года. Таким образом время, когда могли быть созданы Венециановым его „Вакханки , лежит по данным документов, между началом тридцать второго и концом тридцать седьмого года.
К этому следует добавить еще то, что „Вакханка , упомянутая в записке к Анастасевичу, повидимому, первая из односюжетных картин Венецианова, ибо в ее на
звании нет еще тех частных определяющих признаков—... „лежащая ... „с фруктами на голове ,—которые пришлось ввести, когда у художника собралось несколько вещей на одну тему. Венецианов, вообще, питал склонность к многократным обработкам одного мотива,—такова хотя бы серия крестьянских голов, сделанная им в двадцать пятых годах, или, например, женские портреты, где использован эффект „русского наряда , и т. п.
В щукинской картине перед нами—единственная сохранившаяся вещь из вакхической сюиты художника. „Вакханка с чашей должна поэтому давать типическое представление о том, как обрабатывал Венецианов этот сюжет.

Наша „Вакханка может почитаться тем показательней, что по признакам своего стиля и по своей живописной фактуре она стоит совершенно в рамках венеци