искусство жесточайший протест против анемичной и холодной правильности академической скульптуры.
Родэн далек от мещанской мелочности реализма и от шаблона канонизированных образов. Пафос порыва, силу страстного напряжения, великие сти
хии человеческого духа выражает его искусство. Он поэт, то нежный, то трагически углубленный в своих замыслах. Когда он подходит к задаче портрета, он все внешнее приносит в жертву для выявления основного, существен
ного, смелой и возвышенной характеристики. Образ человека возникает с силой убедительности, затмевающей его реальное существование; поставлен
ные рядом с потретами Родэна оригиналы показались бы „не настоящими , невыразительными, вялыми.
Родэну суждено было стать великим пробудителем жизненных сил; конец XIX-го, начало ХХ-го века отмечены его повсеместным влиянием; во всех странах Европы находим мы его учеников. Мне думается, мало кто имеет представление о количестве находящихся в Москве произведений Родэна. Наиболее доступны публике работы, выставленные во II музее Нов. Зап. Живописи. Это прежде всего два уменьшенных повторения его известных композиций „Поцелуй и „Весна . Большая мраморная группа „Поцелуй создалась в 1896 г. и принадлежит к числу излюбленнейших творений скульптора. Бронзовая „reduction нашего музея 3) далека от своего прообраза: ма
териал-бронза мало отвечает лирическому строю композиции. Заглаженнная, лишенная смелостей лепка далека от нервной фактуры мастера. Почти тоже можно сказать и о reduction „Вечной весны 4).
Всецело руке мастера принадлежит небольшая группа „Любовь убегает , встречающаяся также и в мраморном варианте. Полно выразительности движение юноши, тщетно пытающегося уловить мечту. Удивительная одухотво
ренность формы, сложность композиции, красивая символичность замысла, напряженность движения, характер фактуры делают эту работу одной из самых типичных для мастера 6).
О присоединенной к колекциям музея прекрасной голове Малера (из собр. б. С. Куссевицкого) мы имели уже случай говорить на страницах этого журнала. В запасных залах Третьяковской галлереи хранится неболь
шая мраморная „Ева , бывшая ранее в собрании М. К. Морозовой, умень
шенное повторение в мраморе большой бронзовой фигуры Люксембургского музея. Всякого, помнящего грубую, выразительную и мощную лепку этой статуи, неприятно поразит заглаженность форм в повторении и изменения ослабляющие композицию 6).
К сожалению, нам не удалось установить местонахождения двух значительных работ Родэна, бывших в свое время в собрании М. П. Рябушинского; бронзового варианта „Земли с выставки „Золотого Руна и фигуры одного из „граждан Кале : стоящего в заднем ряду, в одеянии монаха, с большим ключом в руке, окаменевшего в скорбном отчаянии.
Сравнительно мало известна красивая бронзовая группа собрания И. С. Остроухова „Сладострастие и жадность — лежащая на земле обнаженная девушка, сзади которой жадно протягивает руки юноша 7). Композиция воз
никла в кругу идей, связанных с „Воротами Ада , работой всей жизни Родэна, как новый Дант захотел Родэн заключить в единое пластическое создание все море человеческих страстей, радостей, горя. Фантазия Родэна так плодотворна, что мотив „Ворот не может вместить все богатство пластических