Новый портрет Сальвиати.

В 1919 году в Румянцовский музей из картинной галлереи Большого Кремлевского дворца поступил портрет флорентийской школы ’) (Рис. 1). На портрете изображен неизвестный, пожилой мужчина, одетый в темное, с серовато-зеленым отливом платье. Голову его украшает черная, квадратная шапоч
ка, красиво завершающая строгий контур силуэта. Левой рукой портретированный опирается об угол конторки, которая стоит на покрытом красной
скатертью столе, правой-же как-бы указывает на лежащие около чернильницы ножницы. Колорит картины образует строгую, сдержанную гамму красок; зеленовато-коричневый фон, серо-зеленые шапочка и одеяние, коричневатожелтая конторка, красная скатерть, зеленая чернильница, белая бумага, корич
нево-матовый оттенок кожи — все эти тона складываются в единую цветовую композицию благодаря объединяющему их зеленому подмалевку.
Этот сдержанный колорит как нельзя более соответствует общему настроению картины, чуждому всякой оффициальной торжественности. Художник видимо вполне сознательно остановился на этих строгих красках, желая под
черкнуть характер своей модели. Портретированный был вне всякого сомнения писателем, о чем свидетельствуют лист недописанной бумаги и перо, вложен
ное в его правую руку. Эти аттрибуты, в соединении с скромным колоритом и строгой сдержанностью контура, создают необычайно цельное впечатление. Являясь чисто формальными средствами, они немало однако содействуют психологической остроте характеристики, находящей себе полное выражение в высоко-интеллигентной голове неизвестного. Его обрамленное бородой лицо дышет редким спокойствием, глаза глядят ровно и сосредоточенно, губы сло
жены без всякого напряжения, на лбу лежит печать вдумчивой мысли. Но напрасно было бы искать в Румянцовском портрете того психологического динамизма, той глубины индивидуального провидения, которые неизменно дают о себе знать в северном искусстве. Несмотря на редкую цельность общей
своей концепции, Румянцовский портрет остается типичным произведением флорентийского гения, никогда не умевшего преодолеть специфически-тоскан
скую склонность к типизации. В целом и он дает скорей индивидуальный тип „писателя , чем психологический этюд индивидуальной человеческой души.
Если общее построение интересующей нас картины прямо указывает на флорентийскую школу, то формальные детали ее не оставляют на этот счет никаких сомнений. Все говорит за то, что мы действительно имеем здесь флорентийскую работу второй четверти XVI века, вышедшую из круга Понтормо, Бронзино и Сальвиати. Более тщательный анализ приводит к атрибу
ции Румянцовского портрета Сальвиати. Лишь у этого художника можно наийт все те отличительные признаки, которые характеризуют собою и нашу картину. ’) Гладкий нейтральный фон особенно типичен для раннего Сальвиати,