встречаясь во всех его портретах из эпохи 30—40-х годов (Уффици и галлерея Корсини—Флоренция, Национальный Музей — Неаполь, Вена ном. 50 ). Трактовка глаз и губ находит себе ближайшие аналогии в мужском портрете Венской галлереи (ном. 61. Ср. особенно характерную проработку нижней губы). Общий контурный постав фигуры повторяется почти без всяких изме
нений в вышеупомянутых картинах в Уффици, в Неаполе, в Вене и в галлерее Корсини. Проработка аксессуаров (главным образом бумаги) крайне близка к портретам в Уффици, в Вене и в собр. Рорера в Мюнхене. Наконец руки имеют ту своеобразную, ни у кого более не встречающуюся форму, которая особенно типична для Сальвиати ( ср. портреты Козимо Медичи и неизвест
ных у мюнхенского антиквара Дрей, ; ) в Питти (рис. 2) и в Римской галлерее Колонна). Именно эта трактовка рук и закрепляет на наш взгляд окончательно авторство Сальвиати. У раннего Бронзино, которому мы хотели одно время приписывать Румянцовский портрет, никогда не встречается такая мягкая проработка рук; кроме того он всегда пользуется последними, как конструктивновспомогательным средством, к чему никогда не прибегал Сальвиати.
Вазари, бывший близким другом художника, посвятил ему самостоятельное жизнеописание, в котором он подробно изложил его биографию. 4) Родив
шись в 1510 году во Флоренции, Франческо Сальвиати (собственно правильнее де‘Росси) получил первые уроки живописи под руководством Буджиардини, Б. Бандинелли и Рафаэлло да Брешиа. В 1529 году он поступил в мастерскую к Андреа дель Сарто, где пробыл весьма недолгое время, так как около 1530 года мы находим его уже в Риме, работающим для кардинала Сальвиати, от которого он и получает, согласно обычаю того времени, свое прозвище. Вскоре после 1538 года художник возвращается во Флоренцию, принимая участие в декоративных работах к свадьбе Козимо Медичи с Елеонорой То
ледской. Обладая неуживчивым и неспокойным характером, Сальвиати внезапно решает ехать в Венецию, куда и отправляется около 1540 года. Повидимому проездом на север он посещает и Парму, так как после 1540 года в его произведениях можно констатировать сильные влияния Пармеджианино. ’) Вене
ция также быстро разочаровывает художника; в 1541 году он едет обратно в Рим, чтобы вскоре же снова перебраться во Флоренцию. Здесь он исполняет для Козимо Медичи цикл фресок в палаццо Веккио, взяв в качестве
сюжета деяния Фурия Камилла. Эта работа создает художнику дурную славу; благодаря своему заносчивому поведению он нажил себе не мало врагов, ко
торые подняли против него бешеную травлю. Проработав еще некоторое время во Флоренции, Сальвиати уезжает в 1548 году, недовольный своим родным городом, в Рим. Но и тут неспокойный художник не мог долго ужиться. В 1554 году он отправляется во Францию, откуда возвращается после полу
торогодичного пребывания обратно в Рим, где и живет до самой своей смерти, изредка совершая короткие наезды во Флоренцию. Последние годы его жизни заполнены были неурядицами с Пирро Лигорио, причинившего много беспокойств и без того нервному художнику. В 1563 году Сальвиати умирает, не оставив после себя никакой школы.
Находясь на грани флорентийского маньеризма, Сальвиати относится еще всецело к мастерам высокого Возрождения. Богатая декоративная фанта
зия художника уберегла его от того стилистического разложения, которое выступило с такой силой в работах Вазари — этого подлинного отца флорентийского маньеризма. 6) С необычайной легкостью исполнял Сальвиати пере