Пора бросить диспуты à la «Ослиный хвост» и «Бубновый валет». Времена, когда надо было дразнить сонного буржуа, прошли. Новый, деловой народ требует знаний и дела.
Дело практиков-художников — показ их достижений и исканий в максимальной степени совершенства. Дело теоретиковхудожников — выяснение основ их практики, деталей их творчества.
Увы, наша художественная критика все еще топчется в пределах субъектив
ных определений и симпатий. Нужен анализ техники, мастерства, так же как и анализ общей социальной стоимости целого.
И это, как будто намечается, но спешно, срыву, по типично хлесткому рецензентскому штампу. Для завоевания
верхов этого мало. Глубже, детальнее,
серьезнее и здесь, как и в социологических обоснованиях. Не использованы в этом смысле ни выставки, ни по
становки: индивидуалистический подход к художественному явлению дает или впечатление чего-то кустарного, мелкого, или это «взмах оглоблей» — не больше.
Что же в конце концов дает художник верхам интеллигенции?
Свои прозрения в пути сознания будущего культурного строя. Свои ощущения того неуловимого нечто, что уже настигает собою мироощущение передовых слоев, и что еще в схему рассудочного мышления не вылилось. Мы знаем, что у нас нет промышленности, что мы жи
вем в эпоху кустарщины, но мы знаем и то, что она у нас будет и предчувствуем, предугадываем (логически и интуи
тивно) те новые формы сознания, какие эта новая стадия общества даст.
Мы знаем, что живем в сложнейшей классовой перетасовке, но знаем, что идем к бесклассовому обществу. Прозрения в эту сторону доступны и интеллекту и искусству. Мы знаем современ
ную культуру сознания различных групп, и мы можем выявить ее смешное,
мертвое наравне с ее живым не только рассудочной схемой, но и чувственнообразным художественным путем.
Вся задача пропаганды будущего художниками сводится к двум целям — разрушению (путем осмеяния, путем доведения до абсурда) ненужных тормозов культуры умирающей и выявлению
отпечатления тендеиций живого растущего сознания.
И формально и сюжетно художники это и делают, но отход пропагандистов к более насущным делам заставляет их больше работать над выявлением общей идеологии момента и тенденций будущего, чем над своей непосредственной задачей показа этих тенденций.
Здесь и должна быть разгрузка одних и нагрузка других. Здесь же и произойдет естественное размежевание, ибо зача
стую художник, марксиствующий без достаточной подготовки, или бессознательно своим творчеством опровергает
Мастерская Фореггера.
Гарантии Гента .
1-й акт.
свои же общественные идеи, или, не разобравшись в этих идеях вовсе, интуи
тивно закрепляет положения этой же марксистской идеологии.
Во всяком случае «верхи» требуют: солидного специального образования и высокой квалификации мастерства, что значит, полной осведомленности в преемственности художественных форм и сознательного отношения к разработке своих путей искания.
Только этим можно оживлять внимание верхов и заставить их разбираться в существе предлагаемых ценностей.
Интеллектуализм — свойство верхов интеллигенции и на него приходится бить.
Будет ли это свойство людей будущего?
Думается, в ближайшее время интеллектуализм, острая сознательность ко всему окружающему — необходимейший этап нашего сознания.
Подойдем к явлениям искусства с спокойствием анатома, заглянем в историю их возникновения, справимся с экономи
кой и политикой времени их цветения и
упадка, и... безбоязненно откажемся от имен и знаменитостий, каким бы ореолом они ни были окружены, если смысл работы этих знаменитостей уже утрачен для нашего времени.
Авось доберемся до истинного коммунистического понимания всех подделок под коммунизм, если совместно начнем расчищать дорогу к этому пониманию.
Но до коммунистического искусства куда как нам далеко. Нельзя ли пока что
остановить свое внимание на сегодня и завтра рабоче-крестьянской России?
А если это так, то будем расчищать
путь к созданию некоей программы минимум по отношению к искусству, предо
ставив, пожалуй, любителям заниматься подыскиванием оснований для максимума.
Подготовкой, мне думается, могли бы служить следующие темы, совместно обсужденные художниками и пропаганди
стами марксизма (а ежели это в одном лице, то и того лучше).
1. Современные социальные группировки, их генезис и дальнейшая судьба. Художники-идеологи этих групп, и характер потребления художественных ценностей.
2. Современная техника в искусстве (каждом виде искусства) и организация производства.
3. Задачи критики профессиональной и задачи критики социологической.
4. Способы подготовки мастеров и знатоков искусства в современных образовательных учреждениях.
5. Мастерство, шаблоны, творчество, ремесло в применении к работе художников.
6. Лабораторные тайны творчества — техника (отдельные виды искусства), замысел, вдохновение.
7. Ряд тем, специально разбирающих мастерство того или другого практика искусства. (На очереди выставка Кончаловского и «новинки» Мейерхольда).
Новый мир требует социального обоснования всякой деятельности, и он же требует высокой техники производства. То и другое должны быть освещены научно-философской и общественно-публицистической работой.
Е. Херсонская.