В 1760 году, как известно, Лосенко был послан Академией учиться в Париж к академическому живописцу Жану Рету [Restout 1692 —1768], племяннику и ученику известного Жана Жувенэ, по прозвищу Великого * [Le Grand]. Жан Рету—типичный академический мастер, унаследовавший достоинства и недостатки вкуса и стиля Жувенэ, доведя их до апогея. ,Restout fut un Jouvenet exagere выразился о нем один французский критик. В замысле и композиции у обоих художников много темперамента, рисунок отчетливый .академический , но несколько манерный, светотень прекрасна; к числу недостатков обоих отно
сится слабое знание линейной перспективы, отчего и тот, и другой часто прибегали к помощи других живописцев для правильного размещения фигур и предметов на плоскости холста,—этому у них не научился и Лосенко, первые
картины которого [до того как он прошел школу Давида и Вьена] страдали тем же недостатком.
Приступив в Париже к картине .Чудесный улов рыбы , Лосенко сообщил в своем донесении Академии, что он пишет ее, пользуясь указаниями своего учителя Жана Рету, но ни словом не упомянул о Жувенэ, картину которого он знал или в оригинале в церкви Saint Martin des Pres в Париже **, или по гобеленам версальского Трианона. Создавая свою картину, Лосенко отступал от Жувенэ отчасти и в композиции, отчасти и в типах, особенно же в колорите, но по существу холст его не что иное как видоизмененная копия оригинала. И у Жувенэ, и у Лосенко построение целого пирамидальное, типично академи
ческое, в центре картины на среднем плане, слегка возвышаясь над другими, фигура Христа. Величественный Христос Жувенэ—весь энтузиазм, весь пафос.
У Лосенко при той же постановке, при том же повороте фигуры Христос с своими жалкими, приглаженными, жидкими волосами напоминает русского иерея из бедного прихода, с своим смущенно опущенным вниз взглядом, с беспомощно протянутыми вниз руками, словно удивленно взирает на совершившееся чудо. Интересно отметить, что положение рук головы Христа также заимствовано Лосенко, но не у Жувенэ, а у Рету из его картины .Христос исцеляет расслабленных [Лувр].
В Христе Лосенко нет уверенности в чуде, нет под ема, пафоса, но есть своеобразная типично-русская скорбь и смирение, которые так ярко отразились, например, в русской песне. В апостоле Петре справа от Христа [слева от зрителя], склоняющемся в смирении перед чудотворной силой Христа, Лосенко скопировал с оригинала лик Петра, лишив его также, как и Христа, величавого благородства и сознания своего достоинства. У Жувенэ Петр одним жестом протянутых рук показывает свой восторг и преклонение, у Лосенко Петр стоит перед Христом на коленях и смиренно засматривает ему в глаза, как раб перед своим владыкой. В фигуре другого апостола, слева от Христа, в до боли тесно сжатых ладонях рук и порыве вперед к Христу, Лосенко выразил то же рабское преклонение.
У Жувенэ композиция картины яснее, стройнее, фигур на том же пространстве [всего девятнадцать] меньше, чем у Лосенко [у последнего их около двадцати шести],—отчего каждая выделяется четче и определеннее, в то время как у русского мастера все сгрудилось, стеснилось и, заслоненные Христом и двумя апостолами, задние фигуры видны по грудь или по плечи.
* В отличие от нескольких живописцев, представителей того же рода, носивших имя Жан.
** Ныне в Лувре.