СЦЕНАРИЙ И АКТЕР

Последнее время количество сценаристов начало принимать поистине угрожающие раз
меры. Не только молодежь, но и старики литераторы путешествуют из одного кино
учреждения в другое, оставляя увесистые тетради на своем пути. Соответствующие от
делы кино-организаций положительно завалены сценариями, при чем все время посту

пают сведения, что еще большее количество сценариев готовится.

Находящиеся на просмотре сценарии имеют тот основной недостаток, что с точки зрения литературной они весьма шаблонны. В большинстве случаев, каждый сценарий можно отнести к одной из следующих групп:

Американская „драма , где вместо банди

тов фигурируют неуловимые революционеры с весьма подозрительной идеологией. В от

личие от американских драм, революционеры эти не пойманы и в последней части.
Приключения из эпохи гражданской войны, с каждым днем становящиеся все шаблонной. (Чекисты, заговор офицеров, ликвидация заговора).
Крестьянские драмы с персонажами: кулак, пробуждающаяся женщина, красивый красноармеец, пьяница муж, поп.
Восточные драмы, в которых фигурируют собаки - империалисты и черные голые ту
земцы, танцующие перед битвой, но, в то-же время, знакомые с международной политикой СССР.
Советские комедии, взятые из нашей жизни, но разделанные по старым приемам (падение, драка и т. п.).
Все представляемые сценарии приправлены нужной идеологией и, судя по всему, Пи
шутся людьми, понимающими природу кино. По существу—они вовсе не плохи. При про

смотре их может привести в отчаяние только постоянное повторение сюжетов.

Вот почему некоторые кино-организации, в расчете получить что-нибудь особеннее, пускаются на героические меры. Об являют

ся конкурсы сценариев с большими премиями. Так недавно Совкино совместно с Худ- Сов. ГПП объявило конкурс с общей суммой премий—30.000 руб. Конечно, к сотням написанных сценариев присоединится 1000 новых. Вряд ли можно, однако, назвать правильной такого рода политику.
Наши советские картины неинтересны вовсе не потому, что нет сценариев, или что сценарии шаблонны. При известных услови
ях и избитая тема может дать интересную картину. Горе советской кинематографии не в отсутствии новых тем.
15 противоположность кинематографии других стран, у нас до сего времени не существует даже незначительного кадра прилич
ных кино-актеров. Мы не можем назвать ни одного выдающегося имени. До сих пор счи
тается неплохим делом залучить для съемки артиста МХАТ а, Камерного театра, или хоть театра б. Корша.
Способные люди эти в большинстве случаев имеют очень поверхностное представление о том, что нужно для кино. Сыграв разик-другой перед аппаратом, они возвращаются к своему любимому делу—в театр.
Несостоятельность такого положения вещей особенно очевидна при просмотре со

ветской комедии. Участие хороших комических актеров, с лично присвоенными приемами театральной игры, не спасает, а окон

чательно губит картину. Ярон и Курихин одинаково плохи, и только у работающего

в плане кино, Ильинского намечается что-то похожее на кино-игру.

Тенденция современной кинематографии совершенно очевидно идет к тому, что значение актёра в кино не уменьшается, а увеличивается. Зритель не ходит в кино смо
треть сценарий такого-то сценариста, а идет смотреть такого-то актера. Сценарии Чап
лина поражают своей незамысловатостью, по это не мешает его фильмам быть на вес золота .