УРОКИ ЛЕТА

В общей и театральной прессе был помещен ряд любопытных бесед с руководителя
ми московских летних театров. Из практики летнего сезона, при сегодняшней, уже отстаивающейся жизни, можно сделать поучи
тельные выводы, весьма и весьма полезные многим театрам и на зиму.

Балансирование между доходностью пьесы и ее идеологической ценностью, столь свой

ственное зимнему репертуару, летом почти не наблюдалось. С первых же дней подня

тия летних занавесов театры начали держать устойчивый и последовательный курс на по
вышение кассовых сборов. Идя навстречу желанию публики и не щадя затрат, боль

шинством драмтеатров был поставлен пре

словутый „заговор Толстого и Щеголева. Отражением этого же „навстречу был и спектакль „Ой, не ходы , в Театре Сатиры.
Другая пьеса, порожденная летом и имеющая достаточно оснований укрепиться зи
мой— „Проститутка”, та самая, о которой афиши вещают: Карт. 2. Кабинет венеролога. Карт. 3. Осмотр проституток в полицейском участке. Карт. 4. Салон великосвет
ской сводни. Эта противоестественная смесь Маргерита и Грина продолжает делать крепкие сборы.
Летний репертуар—совершенно очевидная ставка с одной стороны на Распутина, с другой на проституцию. В обоих случаях нездоровый расчет на слабые стороны зрите
ля. Несколько в стороне успех „Мистера Могриджа . Эта разновидность пьес, в на
стоящее время, весьма ходка на Западе. Чисто сюжетный, с запутанной интригой, с бесконечными неожиданностями, этот свое
образный теадетектив имеет все шансы както отразиться и у нас и удержаться в нашем репертуаре.
Весьма показателен также провал, т. н., салонных комедий. Сдвиг зрителя в этом направлении наметился достаточно ярко и опре
деленно. Салонный репертуар отметается с нашей сцены уже не реперткомски-административными мерами, а непосредственно кассой Даже тот зритель, которого прене
брежительно называют летним, отказывается от него. Современность, в конце-концов, имеет решающее слово, и этот чуждый нам репертуар отмирает.
Здесь еще далеко, однако, от самоутешения, от самообольщения. Место салонного репертуара занимают еще не те пьесы, некоторые нам необходимы.
Совершенно очевидно, что зимний сезон пройдет под знаком борьбы нарождающейся советской драмы с текущим репертуаром. История свергнутой династии и пьесы на специфические социальные темы с установкой на щекотливость, на скользкость, на по
луприкрытую некой мнимой значительностью сальность—вот тот главный противник, ко
торого нельзя не принять во внимание при постройке репертуарных планов.
Помимо репертуара, не менее важно и другое, почти парадоксальное явление. До сих пор мы слышали жалобы театральной администрации на рабочую полосу. Рабочая по
лоса была тем самым бедным Макаром, из-за которого, будто бы, прогорали театры. Летний сезон показал нечто иное. Рабочая по
лоса отменена полностью. Ныне руководитель Зимнего театра Эрмитаж заявляет, что она служила материальной поддержкой театру. Это заявление не столь нелепо, как оно кажется на первый взгляд.

Рабочая полоса—средние и дешевые места в театре. Зритель кассовый имеет возмож

ность и платит высокие цены. Средний же зритель, рабочий и служащий, не идет инди
видуально в кассу за билетами. Его бюджет для этого слишком ограничен. Именно, рабочая полоса, организуя массового зрителя, приближая его к театру, заполняла спрос на средние и дешевые места, не находившие для себя потребителей.
Это необходимо учесть при теперешней ориентировке на организованного зрителя, заменяющей отмененную рабочую полосу.
Весьма показательным следует признать и неуспех выездов летних театров в районы.
Это об‘ясняется не только насыщенностью клубов бесплатными развлечениями. Здесь, с одной стороны, имело место отсутствие подходящего значительного репертуара, а с другой, успешная работа клубных самодеятельных кружков, развернутая текущим ле

том на клубных площадках. С этим, все растущим влиянием клубов придется считать

ся и в зимнем сезоне и не только районным театрам, но, в некоторой мере, и центральным.

Это, наряду с репертуаром, с ориентировкой на организованного зрителя необходимо помнить при составлении планов зимнего сезона.

мих. ильин