1924 21 января 1929

Владимир Ильич оставил нам очень небольшое количество материала, освещающего его отношение к вопросам искусства, вообще, и театра — в особенности.
Из этого наследства, которое имеется в виде отдельных устных и печатных высказываний, распоряжений в порядке управления, бесед, откликов Владимира Ильича на чужие высказы
вания (например, заметки на полях статьи П. Плетнева, напечатанной в «Правде» от 27-го сентября 1922 года) и т. п., перед нами вырисовывается следующая система взглядов Ленина на искусство.
1. Владимир Ильич энергично возражал против тех, кто не понимал, что развитие элементов пролетарской культуры (искусства, театра) есть процесс органический (замечания на полях статьи В. Плетнева).
2. Владимир Ильич рассматривал искусство лишь в свете интересов общественной борьбы, как силу, подсобную в этой борьбе, т.-е. с точ
ки зрения его служебной, воспитательной роли (беседа с Кларой Цеткин, высказывание о кино и т. д.).
3. Исходя из этого, Владимир Ильич считал, что художественное произведение должно быть понятно самым широким массам, чтобы выполнить свою задачу организатора этих масс.
строим, и ВМЕСТЕ с которыми мы строим нашу культуру и искусство, сами растут, повышая свои требования.
Совершенно не случайны, конечно, и господство агитки в нашем театре и клубе в первые годы революции, и постепенный переход к художественной пьесе — сначала в театре, а затем и в клубе.
Ибо то, что удовлетворяло в начале, перестало удовлетворять позже, когда масса, зритель подросли культурно.
Таким образом, УЗКАЯ политика в художественном произведении становится недостаточной, чтобы удовлетворить общественно выросшего зрителя.
С другой стороны, становится все искушенней и искушенней наш массовый зритель в своих художественных требованиях. Если в «начале» наиболее «понятной» формой для неискушенного, пожалуй, был натурализм, хотя передовые театры пытались вкладывать почти натуралистический материал в конструктивную форму, то позже зритель стал понимать и более сложный формально язык.
Таким образом, мы вправе считать, что УЗКО понятая формальная доступность, для настоящего времени — формула прошлого.
Здесь-то и выступает значение нашего первого тезиса о том, что: «Владимир Ильич энер
гично возражал против тех, кто не понимал, что развитие элементов пролетарской культуры (искусства, театра) есть процесс ОРГАНИЧЕ СКИЙ».
Имеется ли у нас нужда пересматривать в настоящее время эту генеральную нашу линию в области искусства?
Несомненно, что с точки зрения основных задач искусства в наших условиях и с точки зрения интересов больших масс, время не внесло никаких принципиальных поправок к изложенной выше системе взглядов.
Наша борьба с разнородными представителями теорий «искусства для искусства», с различными формальными школами, с формалистскими уклонами, надо считать, закончилась победой классового взгляда на искусство и его роль.
В нашем театре мы уже не слышим голосов, предостерегающих от увлечений политикой, защищающих право театра на аполитичность. У
нас работает, растет и развивается целый ряд театров, зародившихся как чисто ПОЛИТИЧЕ СКИЕ театры — театр имени МГСПС, театр Революции, а прочие постепенно становятся теат
рами политическими, если политику понимать достаточно широко.
Но, вместе с тем, те широкие и широчайшие массы, для которых, в первую очередь, мы
В прошлом — требование той-же понятности широким массам означало некоторую неизбеж
ность натурализма и в содержании, и в форме, ныне тоже требование означает углубление и
усложнение и формы, и содержания, в ПОЛНОМ соответствии с несомненным ростом массового потребителя произведений искусства.
Поэтому, мы, с полным основанием считаем, что (примерно) стиль и характер постановки «Гопля, мы живем!» в театре Революции, принципиально стоит ближе к формальным запро
сам эпохи, нежели тяжеловесный, недостаточно выразительный натурализм постановок типа «Голоса недр» в театре имени МГСПС.
Поэтому у нас в настоящее время появился ряд пьес — «Клоп», «Хочу ребенка», «Город ветров» и т. п., значительно отличающихся от на
туралистических пьес нашего недавнего прошлого, ранее законно господствовавших на нашей сцене.