Таким образом, неизменные в ОСНОВЕ принципы, стоящие во главе угла ленинского взгляда на роль и задачи нашего искусства, претерпевают естественное диалектическое изменение в ПРИЛОЖЕНИИ к быстротекущей и изменяющейся действительности и к новому соотношению факторов этой действительности.
Исполнение заветов Ильича в области театра означает, таким образом, движение вперед, к новым завоеваниям, к углублению и задач формальных, и задач тематических, при одном важнейшем условии, — правильного диалектического взаимодействия этих начал.
БОР. ВАКС

КОНВЕЙЕР РАЙОННЫХ ТЕАТРОВ

Наиболее интенсивная работа по продвижению образцовых спектаклей в районы происхо
дила в Москве в первые годы революции, когда центральные театры, в силу объективных при
чин, выезжали на районные спектакли почти в полном составе ансамбля той или иной пьесы. Кроме того, на организацию районных спектак
лей отпускались вполне достаточные суммы. В это время в полной мере осуществлялся лозунг «искусство трудящимся».
В дальнейшем, с переходом театров на хозрасчет, как и всех учреждений, их субсидировавших, положение в районах постепенно приш
ло к упадку. Районные театры, как и клубы, стали обслуживаться коллективами безработных, в большинстве не имеющими никаких художественных задач и, конечно, никакой художе
ственной ценности. Отсюда и получила право гражданства в районах всем известная халтура.
Попытка УМЗП дать рабочим районам высокохудожественные ансамблевые спектакли, также, к сожалению, не увенчалась успехом; районная труппа, неимеющая постоянного театра, может быть приблизительно на высоте и удовлетворить как художественным, так и идеологическим требованиям только в том случае, если она представлена наиболее квалифицированными актер
скими, авторскими и режиссерскими силами, что, нужно кстати отметить, требует больших средств.
Художник, даже наиболее одаренный, вряд ли в состоянии способствовать успеху районного спектакля в том виде, как он поставлен: ежедневные перевозки декораций из района в рай
он, из театра в театр, из клуба в клуб, помимо транспорта, требуют еще ежедневного приспособления к разнородным сценам, а это ведет к убогому примитиву — к антихудожественной приспо
собляемости. Даже весьма одаренный актер и режиссер, могущие, казалось бы, и без художника дать эмоциональный спектакль — при условии ежедневно новой сцены, ежеминутного на
рушения мизансцен, ведущего к экспромтам, при условии разнородного освещения, смятых, в силу перевозки костюма и парика, а также декорации, если она существует, — не в состоянии ра
ботать и творить, то-есть создать тот спектакль, который необходим районному зрителю и который диктуется лозунгами сегодняшнего дня.
Дело обслуживания районного зрителя в данное время поставлено в корне неверно. Единственная труппа УМЗП не в состоянии обслужить все районы Москвы в силу разных при
чин (главное, она не имеет помещения). Клубы предпочитают мелкие коллективы, спектакли ко
торых, стоимостью в 75, а то и меньше рублей, могут перепродаваться клубами и служить делу наживы, хотя и идущей на культурные цели (очевидно, клубную работу), но ничем не оправдываемой.
Выезды центральных театров в районы также не достигают цели, а являются лишь отхожим промыслом премьеров в окружении второстепен
ного состава и являются, быть может, лишь до некоторой степени облагороженным видом хал
туры. Безусловно, актеры центрального театра, привыкшие к насиженному месту, к постоянной сцене, более беспомощны на маленькой, сравни
тельно, площадке районных театров; здесь более приемлем, как актер, невзыскательный халтур
щик, уже имеющий в течении ряда лет большую тренировку. Театр малой сцены теряется при переходе на сцену большого театра.
Указывать на то, что районный зритель давно нуждается в хорошем, здоровом, художествен
ном и идеологически-выдержанном спектакле, не приходится. Об этом говорят и на это толкают лозунги культурной революции, об этом опреде
ленно заявила недавно состоявшаяся городская межсоюзная конференция по вопросам художественной работы. В виду такой постановки обслуживания районного зрителя, он поневоле, не попадая в силу разных причин в централь
ные театры (отдаленность, высокая цена билетов и т. д.) заполняет районные пивные. Особенно сказывается это в летние месяцы, когда те же центральные театры, в поисках заработка, отправляются на гастроли — всесоюзную халтуру.
В течении двух лет в Москве носится идея создания кооперативного театра. Авторы этого проекта пошли по неправильному пути. Желая
Режиссер Ф. Каверин Шарж А. Ш.
К постановке „Шулера в Студии Малого т.