„Голос недр Шарж Э. Мордмилловича
Лысенко — арт. Дорошевич
создать отдельное кооперативное объединение населения, они в своем проекте мыслят приступить к сбору вступительных авансов, ежемесяч
ных отчислений из жалования рабочего, чуть ли не 25 коп. в месяц. Путем долгой подготовительной и агитационной работы, по примеру Германии, думают создать кооперативный театр. Кстати сказать, в Германии он влачит жалкое
существование и находится накануне гибели. Такая установка потребует затраты больших сил и энергии и, в конце концов, если даже успешно будет проведена, во что трудно верить, от
влечет средства населения совершенно в другое русло.
Нет нужды создавать еще одно кооперативное объединение, когда существующая коопера
ция широко разбросила свои ветви и вошла уже в плоть и кровь населения. Трудно предпола
гать, чтобы организаторам такого кооперативного театра удалось так легко собрать кооперативные суммы, в то время, как существующая коопера
ция до сих пор еще не в состоянии собрать полностью все членские взносы со всех членов кооперации.
Самым простым является привлечение к участию в создании районных спектаклей суще
ствующей кооперации, которая, в конце концов, может стать распределителем среди населения не только материальных, но и культурных ценно
стей (ведь это так!). Кооперация имеет большую прибыль и бросить на фронт культурной рево
люции частицу ее, конечно, должна и может, тем более, что эти суммы возвратятся полностью в кассу кооперации.
Участие кооперации в этом деле мыслимо ныне еще тем более, что сейчас происходит объединение всей кооперации в единый ЦРК. Объединение это, судя по отзывам прессы, даст 10 мил
лионов рублей экономии. Почему же из этой огромной суммы экономии не бросить какие то крохи на задачи культурной революции?! Это необходимо, это обязывает.
Средства кооперации, плюс средства УМЗП (расходуется сейчас только на одну труппу около 150.000 в год) и средства МГСПС должны со
ставить кулак, который нанесет сокрушительный удар районной халтуре, районной пивной, хулиганству и т. д., и т. п.
Районные театры, — их предполагается иметь минимум 6, — по количеству крупнейших районов Москвы, помимо своей кассы для продажи
билетов, должны располагать и кассой магазинов кооперации ЦРК. Билеты на спектакли районных спектаклей кооперации должны будут также распределяться и самой кооперацией (продаваться с огромной скидкой) в магазинах коопе
рации наряду (быть может, на первый взгляд это покажется довольно примитивным) с маслом, ситцем, кружевами и т. д., и т. п.
Та же конференция сочла необходимым усиление деятельности УМЗП в области обслуживания рабочего зрителя и необходимым, в даль
нейшем, держать курс на полную передачу в ведение УМЗП всех театральных, музыкальных и др. коллективов. Однако, УМЗП, без помощи других, не в состоянии взвалить на себя такую непосильную ношу. Все дело должно зиждиться, главным образом, на широкой общественно
сти, на точном учете сил и, грубо выражаясь, на хорошем товаре. Само собой понятно, что в театр кооперации в первую очередь будут попа
дать члены кооперации, они же члены союза. Тем самым, помимо культурных задач, помимо работы на фронте культурной революции, такая постановка послужит идее внедрения в массы лозунгов кооперации.
Для обслуживания 6 районов намечаются, примерно, две драматические труппы № 1 и № 2, две оперные № 1 и № 2, одна — музыкальной ко
медии и одна — малых форм. Каждая труппа имеет в своем репертуаре только 6 пьес на 10 месяцев сезона (остальные 2 месяца сезона используются на подготовительную, репетиционную работу и на отпуск). Это значит, что каж
дый район будет иметь в течении 10 месяцев 36 новых постановок, притом различных жанров. Каждая труппа будет иметь сыгранный пре
красный ансамбль с большим художественным и идеологическим достижением — 6 постановок каждой труппы пройдут минимум через 15 репе
тиций. Здесь будут работать лучшие режиссеры и наиболее квалифицированные актеры, художники, которые пойдут с удовольствием служить в Москву за половину тех ставок, которые они имеют в провинции.
Каждая труппа будет перевозиться из района в район только один раз в месяц. Это приведет к действительно-художественным постановкам, устранит все недостатки, указанные нами выше, даст экономию в расходах на транспорт, сохранит монументальные декорации, даст возмож
ность актеру работать и творить, в силу непрерывного потока, конвейера, во всех 6 районах. Ког
да можно будет объявить спектакли не только
по месяцам, но и числам на все десять месяцев, появится возможность провести не только целе
вые, но и абонементные спектакли. Тем самым бюджет театра будет поставлен на твердую почву. При условии же одного районного театра, двух и даже трех — никакое планомерное обслуживание зрителя провести невозможно, и по
тому никакой твердой бюджетной базы быть не может. Для шести районов в течении 10 меся
цев будет дано 240 спектаклей в каждом районе, а во всех шести — 1.440 спектаклей, состоящие всего на-всего из 36 постановок. Это даст воз
можность организации и утренних спектаклей. Кооперация также сможет обслуживать своего потребителя, как индивидуально, так и организованно — целевыми спектаклями.
Вся работа должна вестись под наблюдением и управлением УМЗП совместно с кооперацией.
При отсутствии такой конвейерной постановкивсе благие порывы и начинания останутся втуне.
Большинство заинтересованных организаций принципиально согласились с этими тезисами, остается лишь собраться всем вместе и договориться окончательно.
Ю. ПИСАРЕНКО, ЕВГ. БЕЛЯЕВ