ГРУППА „ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР“ [*)]

§ 5. Овладение театральным наследством.
Пролетарский театр, переживающий процесс становления, выработки основных творческих принципов, в первую очередь ставит перед собой задачу усвоения всего наследства прошлого в области театральной культуры. Только на базе всего предшествующего развития театра мыслимо дальнейшее его развитие и продвижение.
Однако, овладение культурным наследством не должно выражаться в рабском копировании форм, выработанных другими общественными формациями, в механическом приспособлении
реакционной по существу методологии к новой тематике. Такое приспособленчество следует признать худшим видом эклектики и хвостизма, дви
жением по линии наименьшего сопротивления.
Усвоение культурного наследства пролетариатом должно быть сугубо критическим, отметающим все принципиально враждебное пролетарской идеологии и мироощущению и отсеивающим то ценное, что может быть органически им усвоено.
§ 6. «Левая (Леф) и правая опасность в театре.
На этом пути перед пролетарским театром стоят две опасности: соскальзывание в сторону театрального лефа, увлечение самодовлеюще-формальными экспериментами, и подпадение под влияние изживших себя художественных традиций, имеющих внешнее сходство с устремлениями пролетарского театра.
И в том, и в другом случае мы имеем дело с отражением в сфере театра общеполитических и общекультурных процессов, развивающихся в стране. В первом случае проявляется недооценка возможности учебы у дореволюционного театра, своего рода «пролет-чванство», боязнь впасть в «правый грех». Во втором случае — переоценка сил классового противника, явно-хвостистское подчинение обаянию его технического мастерства, не
способность вскрыть под его оболочкой чуждую классовую сущность, недооценка собственных сил и возможностей пролетарской театральной культуры, неверие в творческую мощь рабочего класса и его интеллигенции в данной области.
Крайним выражением левой опасности является отказ от какой бы то ни было учебы у ста
рого театра и драматургии и какого бы то ни было влияния на них. Крайним выражением правой опасности является принципиальное отрицание возможности существования пролетарского театра, стремление смазать все классовые грани, покрыть их флером «общечеловеческих» ценно
стей, либеральная терпимость по отношению к классовому врагу, использующему рупор театра в своих классовых целях.
Задачей пролетарского театра является борьба на оба фронта, без каких бы то ни было политиканских блоков, без замазывания и затушевывания враждебных ему проявлений, откуда бы они не исходили. Однако, для настоящего вре
мени наиболее важно, не прекращая борьбы с левым, отвлеченно-формалистским уклоном, на
править главный удар по правой опасности, по либеральному примиренчеству и терпимости к ней, по художественному хвостизму. Такую за
дачу ставит перед пролетарским театром общая политическая ситуация.
§ 7. Теоретическо-творческие задачи пролетарского театра.
В борьбе за верную линию развития пролетарского театра огромное значение имеет выра
ботка подлинно-марксистской науки о театре, которая могла бы дать отпор невероятной путанице и эклетике, характеризующей театроведческую работу многих учреждений. Мы привет
[*)] Окончание. См. № 3 «Н. 3.».
ствуем возникновение научного театроведческого центра при Коммунистической академии и призываем весь актив пролетарского те
атра и пролетарской теа-критики объединить свою исследовательскую работу вокруг этого центра.
В области творчества мы считаем генеральной линией развития пролетарского театра (как и литературы) курс на диалектический реализм,
который мыслится нами, как последовательное применение принципов материалистической ди
алектики к области художественного творчества, понимая под этим раскрытие подлинной, мате
риалистической сущности вещей и показ этой сущности, как диалектического процесса.
Мы находим преждевременным устанавливать в настоящее время какие-либо замкнутые формальные каноны и призываем работников пролетарского театра к поискам, наряду с новым со
держанием и в диалектическом взаимодействии с ним, новых форм. Формальное изобретательство и эксперимент, ни в коем случае не становясь самоцелью, должны быть заданием для каждого творческого работника пролетарского театра. Поиски новых, более обостренных приемов сценического показа конфликтов, в которых рождает
ся и выковывается социалистический человек, должны на данной стадии развития продолжать
ся во всех направлениях, не будучи ограничены ничем, кроме рамок диалектико-материалисти
ческого мировоззрения, общей реалистической установки и критерия социально-политической значимости.
§ 8. Организационные задачи пролетарского театра.
Пролетарский театр, элементы которого бесспорно уже имеются налицо, до сих пор не имеет своей организации, которая объединила бы в своих рядах всех, кто строит театр (драматургов, режиссеров, актеров, критиков, теа-музыкантов, организаторов и т. д.) и помогла бы им сообща подытоживать опыт и намечать перспективы. Попытка частичной организации по цеховому при
знаку (Союз Революционных Драматургов, теа
секция РАПП, Ассоциация Новых Режиссеров, Ассоциация Tea-критиков, объединения теа-музыкантов и теа-художников и др.), в своей сфере полезные и необходимые, не изменили положе
ния дела. Совершенно очевидна необходимость создания широкой общественной организации, построенной по производственному принципу и цементирующей все отрасли театрального искус
ства, синтетического по своей сущности. Борьбу за создание такой организации, аналогичной буществующим уже в других отраслях искусства (ВОАПП, Ассоциация Пролетарской Музыки, группа «Октябрь» в ИЗО, АРРК) мы считаем сво ей первоочередной организационной задачей.
Орудием более широкого охвата театральной общественности должны служить дискуссионные театральные клубы.
Наряду с борьбой за осуществление всего этого, мы считаем необходимым теперь же установить живую связь с наиболее близкими нам организациями, особенное внимание уделяя связи с рабочей общественностью, привлекая внимание к вопросам пролет-театра, идейно поддерживая молодые группировки во всех театрах, координируя их работу, влияя на направление театральной работы во всех ее отраслях.
Принцип сплочения всех работников театра, разделяющих наши взгляды, мы кладем и в основу построения своей группы.
П. Арский, Эм. Бескин, В. Билль-Белоцерковский, А. Бородин, Бор. Вакс, Ф. Ваграмов, А. Гле
бов, А. Лацис, Е. Любимов-Ланской, Б. Рейх, Н. Семенова, Л. Субботин, Эс-Хабиб-Вафа.