В МОСКВЕ

На-днях состоялось заседание художественной подкомиссии по проведению празднования 1-го мая. Совкино поручено представить отдельный план по кино. Заведующему парком «Культуры и Отдыха» тов. Лебедеву поручено разработать план использования во время первомайских празднеств Москва-реки, Во
робьевых гор и Нескучного сада. Тов. М. С. Гейцу поручено составить про
грамму постановок во всех театрах, как академических, так и подведомственных УМЗП. Комиссия признала также необходимым разработать детальный план кар
навального празднования по районам 2-го мая с использованием площадей, скверов и бульваров.
Театр приступил уже к подготовительным работам по проведению дня 1-го мая и антипасхальной пропаганды. По раз
работанному плану здание ГОТОБ к 1 мая будет украшено по специально на
писанным эскизам. И соответствующее художественное оформление будет также придано прилегающим к ГОТОБ театрам, а именно: МХТ II и Малому. 2-го мая 1-й ГОТОВ дает бесплатный спектакль «Красный мак», Н-й же ставит в этот ве
чер «Тупейного художника». Билеты на
эти спектакли передаются в распоряжение губ. комиссии.
В канун пасхи спектакли в 1 и 2 ГОТОБ запроданы на льготных условиях губотделам Союза. В Большом театре идет в этот вечер «Борис Годунов», а в Экспери
ментальном —«Лакме». Начало спектаклей назначено на 10 час. вечера, окончание приурочено к 2 1/2 час. ночи. В антрактах будут организованы в отдельных уголках театра выступления артистов.
5-го мая в обоих театрах спектакли будут утром и вечером.
На-днях секретариат хамовнического райкома ВКП(б), заслушав выводы специальной комиссии по обследованию кон
серватории, принял резолюцию, в которой констатируется, что пролетаризация со
става консерватории значительно отстает от других вузов. Музыкальный рабфак за 5 лет своего существования дал в консерваторию только двух человек.
Общественная жизнь консерватории характеризуется глубокой внутренней борьбой классового идеологического характера.
За последние годы руководство консерваторией все больше и больше сосредоточивается в руках правой профессуры,
которая в самое последнее время повела энергичное наступление на все революционные завоевания и достижения в кон
серватории. Этому наступлению противо
действует немногочисленная, но крепкая группа коммунистической и идеологически нам близкой беспартийной молодежи.
Хамовнический райком ВКП(б) признал необходимым произвести коренные изменения консерватории.
При ближайших перевыборах правления нужно полностью обновить руково
дящий состав. Во главе консерватории необходимо поставить ректора-коммуниста, введя в состав правления авторитетных и советски настроенных работ
ников. Райком считает необходимым освободить проф. Райского от обязанностей члена правления и заведующего
К ПОПОЛНЕНИЮ ТРУППЫ ГОТОБа
вокальным отделением, оставив его лишь профессором вокального класса. Преподаватель обществоведения Милашевич должен быть заменен более квалифицированным и марксистски подготовленным преподавателем. Главпрофобру предложено пересмотреть к началу наступающего учебного гопа весь состав профессоров и преподавателей консерватории, заменив утерявших художественную педагогическую ценность молодыми преподавателями из состава аспирантов.
Райком признал необходимым перевести музыкальный рабфак в консерваторию в качестве отдельной единицы, сменить руководство на рабфаке и установить самую тесную связь между консерваторией и рабфаком. Необходимо усилить выдвижение новых аспирантов из числа талантливых коммунистов и комсомольцев, кон
чающих консерваторию, и беспартийного пролетарского студенчества. ЦК рабиса предложено усилить и оживить профсоюзную работу среди педагогов консерватории. Оркестр должен вынести свои концерты в рабочие районы.
Для срочной ликвидации существующих ненормальных взаимоотношений между коммунистами в ячейке консерватории райком признал необходимым произ
вести до конца учебного года перевыборы руководящего состава ячейки и студенче
ских организаций, а во время чистки партии тщательно проверить весь состав коммунистов московской консерватории.
К. Ф. Вальц родился в Петербургев 1846 г. Отец его занимал должность главного машиниста в Мариинском театре. Но после пожара московского Большого театра Ф. Вальц в 1854 г. был переведен
в Москву для оборудования сцены вновь выстроенного театра.
На следующий год весьмилетним мальчиком К. Ф. Вальц был отправлен отцом в Дрезден «в ученье» к профессору живо
писи Оперного театра Отто Рам, а затем в Берлин к декоратору Гроппиусу, имевшему в то время мировое имя.
Только два года пробыл К. Вальц. «в ученьи» за границей, а затем вернулся в Москву и стал присматриваться к работе механика на сцене Большого театра. 15 лет он был уже зачислен на службу в качестве художника-декоратора.
Начав работать на сцене еще в годы дешевого крепостного труда, К. Ф. Вальц за 70 лет своей работы в театре проявил громадную изобретательность в замене этого труда механическими приспособлениями. Чтобы перечислить все его изо
бретения в этой области, надо написать
историю театральной техники за вторуюполовину XIX века. Достаточно сказать,
что К. Ф. Вальца приглашали в Париж для установки его аппаратов для полетов
в опере Вагнера «Золото Рейна». Ему принадлежит также идея замены дыма на сцене — паром, что устраняет и по
жарную опасность и неприятный запах, распространявшийся по всему театру при применении этого эффекта.
К. Ф. Вальц был не только машинистомдекоратором, но и автором целого ряда балетных либретто —«Волшебный башмачок», «Бабушкина свадьба», «Даита», «Звезды» и др.
К. Ф. Вальц работал не только в Большом театре, но ему принадлежит оборудо
вание ряда сцен в других московских и провинциальных театрах, а также много отдельных постановок.
Работал он и в Художественном театре при постановке спектаклей в «Эрмитаже(«Снегурочка», «Когда мы мертвые пробуждаемся»).
Из заграничных его работ упомянем о постановке пьесы Д. Аннунцио «Мученичества св. Себастьяна» с Идой Рубинштейн при режиссерстве В. Э. Мейерхольда.
Целая плеяда театральных механиков вышла из школы К. Ф. Вальца, работа которого в области техники сцены была отмечена и советской властью, хотя после революции К. Ф. Вальц почти не работал: он получил звание заслуженного машиниста-механика.
Но театральная общественность и артисты, повидимому, позабыли старого «волшебника сцены», как его называли теа
тралы, и на похоронах его 6 апреля былообидно мало провожатых.

В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ПОДГОТОВКА К 1МАЯ 1 МАЯ В ГОТОБе
Состоялось заседание особой комиссии по пересмотру состава труппы 1 и 2 ГОТОБ на будущий сезон.
Пополнение состава театра новыми артистами признано желательным производить из провинции и из студии, осуще
ствление которой является назревшим. Комиссия сочла необходимым коренной пересмотр состава сопрано и пополнение труппы артистами на амплуа характерного меццо-сопрано, драматического и лириче
ского тенора, баса-профунде, контральто и др. Необходим пересмотр всего состава дирижеров и пополнение их кадра высококвалифицированным дирижером. Необходимо также пополнение кадров режиссе
ров и суфлеров. Комиссия урегулировала отпуска, сведя их до минимума и поста
вив их на почву обмена артистическими силами, с крупными театральными центрами Союза и заграницы.
Прием в труппу новых артистов решено производить только после дебютных спектаклей.
ГАСТРОЛИ м. голынского
Первое выступление премьера Украинской державной оперы, тенора Михайло Голынского, состоялось в ГОТОБе в «Аиде» в партии Радамеса, при участии Держинской (Аида), Максаковой (Амнерис) и Политковского (Аманасро). Дирижировал В. Сук.
Артист Голынский оказался обладателем большого и сильного голоса и опыт
ным певцом. Украинский гость пел всю партию по-украински и имел у публики большой утех
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
На 15 апреля театром намечен созыв конференции зрителей. В порядке дня доклад А. Я. Таирова о работе театра, а также доклады о работе художественного совета Камерного театра.
К. Ф. ВАЛЬЦ