В номере• Драматургия и театры (передовая). Камень в болото — И. КУРТИ. Колониальные постановка - А. ГИДОНИ Власть (рецензия) - А ФЕВРАЛЬСКИЙ. Вечерний выпуск (рецензия) — М. ЗАГОРСКИЙ. Возобновление Пиковой Дамы — А.В. Музыка (рецензии) — ЕВ. БРАУДО, С. ЧЕМОДАНОВ, С. БУГОСЛАВСКИЙ. Двадцать лет — О. ЛОРА. Пшибышевский.
(очерк) - Ф. КОММИСАРЖЕВСКИЙ. Зарубежное: Луи Жуве. Отзывы зрителя. Тернии искусства — НЕЗНАКОМЕЦ. По СССР. Театральная жизнь. Новые книги и пp.


ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТРЫ.




Н


апряженная подготовка столичных театров к юбилейным дням с убедительностью, ка
залось бы, очевидной даже для «ультра-левыхтоварищей, показала правильность общих принципов партии в вопросах театральной политики.
Принципы эти заключались в том, чтобы, наряду с всемерным укреплением и помощью новым театрам, старое традиционное ис
кусство «во что бы то ни стало сохранить,
направляя его, как можно более тактично, к тому, чтобы оно свою высокую форму наполняло новым содержанием, чтобы эти инструменты и эти мастера, умеющие хорошо
играть на инструментах, приучились играть нашу музыку».
Месяцы, предшествовавшие юбилейным дням, показали, что театры, все, без исключения, сделали все возможное, чтобы в дни празднования пролетариатом десятилетия своей диктатуры, инструменты эти зазвучали в тон победному Интернационалу, звали к созидательному труду, к дальнейшей борьбе, к новым победам.
Бесчисленное множество конкурсов, объявленных театрами на драматические и музыкальные произведения, индивидуальные заказы, обраще
ние к литературным источникам, как к материалу для революционных пьес — дают возможность утверждать, что специалисты-художественники с большой степенью художественной полноты и
остроты готовы выражать взгляды класса-гегемона, что они готовы нести их, как свою собственную проповедь.
В этом нельзя не видеть залога дальнейшего расцвета нашего театра, который (театр) должен сделаться, в высоком смысле этого слова, агитационным, что бы ни кричали отдельные наши критики о «начале конца» старых театров.
Субъективная готовность сделаться таким именно театром налицо, но объективные трудности сегодня еще так велики, что желание это осталось в значительной мере не реализованным.
Революционных спектаклей, которые мы могли бы безоговорочно признать, в юбилейные дни мы не видели.
Все показанные театрами спектакли страдают — одни большими, другие — меньшими недостатками, но пьесы безукоризненной среди них нет.
Трудности создания революционного спектакля, оказались сильнее желаний театров слиться с современностью.
Трудности эти кроются в известной мере внутри самих театров, которым нелегко дается преодо
ление их собственного прошлого, старых художественных приемов и форм, но значительная их часть объясняется состоянием нашей драматургии.
Мы имеем сейчас огромное количество пьес. Число драматургов по сравнению с довоен
ным временем колоссально возросло. Но качество их продукции не может удовлетворить ни театр, ни зрителя.
Продолжает оставаться неизменным положение, когда пьесы делаются по установившимся шабло
нам: это — или массово-батальные картины или, если в них вводится индивидуальная драма, ге
рои ее — ходульны. Это не живые люди, действующие в нашей сложной обстановке, а двигающиеся схемы очень плохих, или очень хороших людей.
Именно отсюда — обращение театров к беллетристике, из которой можно, иногда, взять материал для сценария. Но не это — путь создания репер
туара, ибо законы драматургии отличны от законов литературного - творчества.
Наше внимание сейчас должно быть сосредоточено на создании театрального репертуара. Без этого театры беспомощны
выполнить свою агитационно-политическую роль и вынуждены обходиться псевдо-революционными пьесами, типа «колониальных».
Кроме мер способствования созданию репертуара, рекомендованных майским партийным со
вещанием, необходимо найти практические способы помощи советской драматургии.
Может быть, именно сюда, в первую очередь, следует бросить некоторое количество средств, увеличить которые для Наркомпроса требовал на московской Губпартконференции тов. Бухарин.
Нужно обеспечить драматургам возможность печатать свои пьесы отдельно и сборниками, создать периодический альманах, через который пропускать все наиболее значительное из драма
тических произведений, чтобы подвергать потом серьезной общественной критике и т. п.
Следует усилить культурно-политическую работу в драматургических организациях, связать драматургов с критикой и пролетарской общест
венностью, ввести систему государственного премирования лучших драматических произведений.
При должном внимании к этому участку культурной работы наши недостатки мы изживем, хотя даже наличие их не дает никаких оснований для болтовни о «театральных сумерках».