К ЮБИЛЕЮ И. В. ЭКСКУЗОВИЧА

В настоящем году исполнилось десять лет работы в советском театре управляющего Государственными Академическими Театрами.
По этому поводу Нарком по просвещению А. В. Луначарский обратился к юбиляру со следующим письмом.
Дорогой Иван Васильевич!
В течение десяти лет стоите Вы в качестве руководителя значительнейшей части театров РСФСР. В начале Вашей заботе были поручены
бывшие императорские, ныне Государственные Академические театры в Ленинграде. Значитель
ный успех, который имели Ваши заботы об этих театрах, их полная сохранность, даже расцвет в техническом отношении и постепенный, нормальный в уровень с ростом нашей драматургии переход сценического служения социалистическому строительству заставил Правительство призвать Вас также к наб
людению и контролю над многочисленными Государственными Теа
трами Москвы. Здесь Ваша деятельность была не бесполезной. Не
смотря на то, что Вы, оставаясь все время и и прежде всего любящим и опытным опеку
ном наиболее близких Вам театров Ленин
градских, могли только приезжать периодически
в Москву, все же Ваша деятельность ознамено
валась оздоровлением их
финансов, нашла свое отражение в прекрасно проведенных ремонтных работах по Большому
театру и другим. Вы— твердая правящая ру
ка, которой до сих пор в Москве недоставало.
Не будучи партийным человеком, Вы с самого начала революции, буквально на другой день ее, когда столько лиц, которых я сейчас вижу в числе наших сотрудников, были еще яростными врагами или опасливо колебались на чью сторону встать, — пришли ко мне, предложив свои услуги для перевода театра старого мира на новые советские рельсы.
Вам говорили со всех сторон, что Вы слишком многим рискуете, но это ни на минуту не остано
вило Вас. С тех пор Вам свойственны были те же черты в управлении театрами, которые я сам, с согласия партии и Правительства, старался проя
вить в своей деятельности: крайнюю заботливость, крайнюю осторожность в отношении этих хрупких и ценных культурных аппаратов и неуклон
ное направление их в сторону перерождения в театры истинно советские, реально-социалистические. На этом пути Вы были для меня самым лучшим и желанным помощником.
Я надеюсь, что в дальнейшем блестящем развитии наших театров Вы долго еще будете принимать участие, как великолепный знаток театраль
ной техники и театральной жизни, как человек, умеющий с огромной симпатией относиться ко
всему новому и свежему, что растет вместе со всем ростом нашей новой социалистической общественности.
От имени Народного Комиссариата по Просвещению я выражаю Вам, дорогой Иван Васильевич, мою глубокую благодарность в день исполнившегося десятилетия Вашей совет кой службы.
Нарком по Просвещению. А. ЛУНАЧАРСКИЙ
Иван Васильевич Экскузович родился в 1883 г. в Херсонской губ. Среднее образование он полу
чил в Елизаветграде. а высшее сначала в Риге в Политехникуме, а затем в Ленинграде — в Институте Гражданских Инженеров, который окончил с медалью.
По окончании образования Ив. Вас. избрал своей деятель
ностью — гражданские постройки на железных дорогах и во время службы на Виндавской ж. д. возвел в окре
стностях Ленинграда свыше 25 зданий. Одно
временно он занимался педагогической деятельностью.
Увлечение театром захватило И. В. Экскузовича с юношеских лет. Еще 15-летним мальчи
ком он играл в Елиза
ветграде в труппе Несмельского.
Позже, служа г на железной дороге в ка
честве инженера, он не оставлял театра и яв
лялся душой каждого начинания в этой области . »
В 1900 году вместе с
братом известного украинского композитора Лисенко он организовал при
железно-дорожных мастерских на ст. Знаменка Южных ж.-д. украинский театр. Пять лет спустя после ареста и ссылки, уже студентом Рижского Политехникума Ив. Вас. возвращается к театру.
В 1904—5 году летом Ив. Вас. становится во главе провинциальной оперной труппы (товарищества) в Полтаве.
Любовь к театру толкает Ив. Вас. Экскузовича и в грозные дни Октября смело пойти против саботажа, охватившего вместе со всей интеллигенцией и артистов, и администрацию бывших импе
раторских театров. Он предложил свои услуги А. В. Луначарскому работать по театру и 21 декабря 1917 года был назначен директором Ленинградских Академических театров.
А. В. Луначарский в своем письме ярко охарактеризовал кипучую натуру И. В. Экскузовича, его организаторский талант, давший ему возможность после тяжелых лет разрухи восстановить сложное театральное хозяйство.
В марте 1924 г. он получил назначение Управляющего Государственными Академическими театрами Москвы и Ленинграда и на этом ответственном посту остается до сего дня.
И. В. ЗКСКУЗОВИЧ