АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ И ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.

И

СТОРИЯ называет некоторые эпохи именами великих людей, воплощавших идеи и чаяния своего времени или наложивших свою печать на все проявления жизни данного исторического периода. В таком смысле мы говорим об эпохе Перикла, о веке Августа; такими
центральными фигурами мы считаем Людовика XIV, Наполеона, Петра Великого, Екатерину II. Третья четверть IV в. до P. X. носит имя Александра Великого; чрезвычайно трудно, однако, дать хотя бы до некоторой степени исчерпывающий ответ на вопрос, в какой мере Александр действительно является фокусом для культурной жизни эпохи, или даже только на вопрос о значении великого маке
донца для искусства своего времени. С одной стороны наши источники слишком мало говорят о личности царя, а с другой стороны история искусства IV в., в особенности же второй его половины, исследована в далеко не достаточной мере. Поэтому моя статья имеет несколько эскизный характер, и гипотеза зани
мает в ней очень много места. Я попытаюсь в общих чертах изложить, насколько
личность Александра могла явиться идеалом эпохи, и в каком смысле появлению ее следует придать большое художественно-историческое значение.
Для того, чтобы понять настроения эпохи, мы должны себе представить жалкое положение Греции в момент появления на исторической сцене Александра, и выяснить себе, как эти настроения отражаются в искусстве эпохи.
Греческий творческий дух в своем корне имеет индивидуалистический характер; в этом отношении он стоит в прямой противоположности к коллективистиче
скому духу Востока. Политические и экономические причины привели к первому
крупному столкновению между этими мирами на рубеже VI и V в.; победы над персами были одним из признаков эмансипации греческого духа от влияния Востока. Классический V век—эпоха величайшего расцвета эллинского духа— дает нам полную картину развития истинно греческой культурной жизни, от периода начинаний с его богатейшим и всестороннейшим творчеством к периоду классической стилизации форм и дальше—к разложению этих элементов в барочных формах конца века. В политической жизни такое развитие нашло себе отражение в мощном размахе внутренней и внешней политики Афин непосред
ственно после персидских войн, далее в блестящем периоде афинской гегемонии и демократии во время Перикла и, наконец, в столкновении Афин со Спартой,
когда пелопонесская война разрушила не только все панэллинские идеалы, но сделала также невозможной дальнейшую борьбу с Востоком и привела к полному