Возвратившись в Москву, мы с т. Васильевым узнали все новости и в том числе об аресте не только Хрусталева, но и т. Троц
кого, Исполкома и части самого Совета. Васильева Московский Совет освободил от дальнейших поездок и оставил на месте, а я немедленно выехал в Питер. Я попал прямо на заседание, где обсуждались произведенные аресты и на котором оставшаяся

часть Совета вынесла следующее решение: „Исполнительный Комитет арестован, но Исполнительный Комитет живет1 . Со всех сторон приходили новые дополнительно выбранные депу

таты и раньше выбранные, но числившиеся кандидатами. Был восстановлен Исполком и выбран президиум. В новый президиум был выбран и я. И через день, на заседании пленума Совета, я сделал доклад о своей поездке и, как мог, изложил питерскому Совету о настроениях и о положении дел в Москве и в Поволжье. В работе Совета, которая стала принимать оборонитель
ный характер, чувствовалось отсутствие товарищей, к которым привыкли, у которых в каждом предложении сквозил большой опыт и знания, и особенно чувствовалось отсутствие т. Троцкого. Новый президиум был выбран следующим порядком и в следующем составе: Парвус (почти единогласно), Дейч (более ста голо
сов), Степан Голубь (100 голосов), Дан (72 голоса), Френкель (60 голосов). Пять человек. Парвуса у нас и раньше называли „большим ребенком , а тут, под конец, он совсем превратился в младенца. Один раз вдруг предложил нам неимоверную комбинацию: „план разоружения полиции при помощи фуколок“ . На
Об этом предложении А. Т. Трофимов рассказывает так:
„На одно из заседаний президиума кто-то привел неизвестного, не то химика, не то фармацевта, и предложил нам использовать его „изобретение . Мол, есть у него такой порошок, что стоит только запустить его в глаза человеку, сейчас же тот одурманивается и теряет волю к сопротивлению. Задача заключалась в том, чтобы во всех районах в заранее условленный один и тот же час и минуту тысячи дружинников подошли к городовым, попросили закурить. и дурманили их этим порошком. При успехе надо было срезать шашку и револьвер. Ожидалось, что благодаря этому нам удастся получить оружие в большом количестве.
Заготовили порошок. Напечатали техническую инструкцию, как им пользоваться. В одной из частных квартир полный угол забили специальными спринцовками-фуколками.
Мне, однако, не верилось в силу этого „чудодейственного порошка. Пробовали испытать его на кошке, она только зачихала. Я предлагал произвести опыт надо мной, но товарищи от этого отказались. Послали, наконец, порошок на испы
тание к знакомому фармацевту в лабораторию на углу Бассейной и Литейного, д. 2. Анализ показал, что это простой далматский порошок. Не прими мы меры осто
рожности, чорт знает, что произошло бы в городе. Тысячи товарищей могли быть брошены на растерзание полицейских .
Это было незадолго до московского вооруженного восстания.
Трофимов, Алексей Трофимович, был избран в первый Совет Рабочих Депутатов от рабочих Невского Судостроительного завода (ныне им. Ленина). Входил в Исполнительный комитет первого и второго Совета.
Эпизод с „порошком относится к тому времени, когда Президиум второго Совета думал организовать вооруженное восстание и принимал меры к добыванию оружия, в первую очередь отбирая его от полицейских, — как сообщил, нам А. Т. Трофимов, ныне работающий в Ленинградском районном комитете союза металлистов. Рев.