его подлиным оружием в руках рабочего класса наша обязанность. И уж ни в коем случае нельзя допускать, чтобы театр мог сделаться отдушиной для пропаганды враждебных нам идей. Естественно, что театральный вопрос должен заинтересовать гораздо более широкие круги партии, чем это было до сих пор.
В период между 15 и 16 съездом партии на театральном фронте произошел ряд процессов, которые делают возможным и безболезненным активизацию нашей политики по отношению к театру. Мы не имеем теперь сознательно и целиком враждебных идеям социализма театральных организмов. Смысл послеоктябрьских «потрясений» и незыблемость октябрьских завоеваний становятся ясными даже наибо

лее отсталым слоям художественной интеллигенции. Процессы классовой дифференциации глубоко взбороздили всю массу работников искусств. Театр под

готовлен уже к тому, чтобы стать на рельсы социалистической реконструкции. Оттого, сумеем ли мы достаточно энергично и активноч.испдльэрвать создавшуюся, несомненно «пер^ом0ю»^ситуацию, зависит успешное «завоевание» театра на сторону социализма.
Между тем, не имеется ни одного партийного документа, который бы развернуто ставил вопрос театра, кроме «совещательного» документа теапартсовещания 1927 года. Даже такие огромные и актуальные вопросы, как самодеятельного искусства и обслужи
вания масс искусством не нашли еще отображения в партийных решениях.
Едва ли такую беспризорность театра можно считать нормальным явлением. Она плодит множественность и сумбурность толкований о «линии партиив театральных вопросах и . нередко приводит к тому, что партийное четкое руководство театром подменяется разнообразного вида меценатством.
Кратко резюмировать итоги двух лет советского театра можно двумя словами:
—завоевано, но не закреплено.
Усилился удельный вес советской тематики в со ветской драматургии, выросло пролетарское влияние в театре, наметился перелом в рядах художест
венной интеллигенции, колоссально увеличилась роль художественной самодеятельности, растет интерес рабочих к вопросам искусства—эти позиции мы завоевали.
На них нужно закрепиться для того, чтобы двинуться дальше. А для этого необходимо учесть опыт прошедшего с 27 года времени. И на основе внимательной теоретической проработки всех вопросов, связанных с театром профессиональным и самодеятельным, на основе творческой дискуссии, по
добно происходящей в области литературы, этот опыт «узаконить», декларировать также, как это было сделано в 1925 г. по отношению к художественной литературе.

ПЕРВАЯ ОЛИМПИАДА

2. В одной из речей, которыми сопровождалось открытие олимпиады и встречи национальных театров, было отмечено, что во многих случаях о нацио
нальном искусстве судят по песенкам кинто, лезгинке, мотиве Шамиля, «Ой не ходи Грицо» и прочем фольклоре.

К сожалению ,это приблизительно так и есть.

Не поэтому ли неожиданным открытием показались «Анзор» и «Ламара», даже и для видавших виды изощренных московских театров? Мы думаем, что первая всесоюзная олимпиада театра и искусств на
родов СССР сулит еще много таких неожиданностей. Слишком глубоко укоренились взгляды на национальный театр, как на театр второго сорта, театр провинциальный в традиционном смысле этого слова.
Такого рода теачванству, являющемуся, бесспорно, отзвуком старых великодержавно - шовинистических настроений, нынешний слет национальных театров нанесет решительный удар.
Совроссианин, гордый своми театрами: Малыми, Большими и МХАТами, одновременно должен будет испытать и огорчения и живейшее удовольствие по поводу того, что он увидит на олимпиаде.
То, что мы уже видели, то что мы уже знаем-— внушает нам больше надежды относительно содержания и результатов соревнования искусств.
Олимпиада была вначале задумана в скромных размерах, как олимпиада нацменьшинств, и лишь в процессе подготовительной работы она разрослась во всесоюзную, причем к театру прибавились кино и музыкальный этнографический ансамбль. На сегодня
шний день в олимпиаде участвуют 18 театров на 14 языках, около двух десятков ансамблей, 9 киноорганизаций. Они покажут 36 спектаклей, 30 фильм и примерно 10 концертов. Количество участников олимпиады достигает 1000 человек.
Олимпиада не преследует спортивных целей, она также никоим образом не является выставкой «окраиной экзотики». Олимпиада—смотр политических
и художественных успехов народов СССР в области искусств.
Национальные культуры, в том числе и искусство, растут в условиях противоречивых влияний буржуазнонационалистических—с одной етороны, и проле
тарских—с другой. Султан-галиевщина, ибраимовщина, наконец, процесс СВУ показали насколько ничто

жно было влияние националистически настроенных кругов буржуазной интеллигенции на трудящиеся массы.

Однако, не следует думать, что национал-шовинистические настроения в области искусства вовсе не имеют места. Они еще есть и с ними предстоит ре