последнюю роль играет советское искусстве.

ОЛИМПИАДА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Мы очень мало знаем наше советское искусство. До сих пор еще в сознание широких масс не вошла мысль о том, что искусство других, братских советских народов в такой же степени яв

ляется своим, как и искусство каждой

отдельной национальности. Еще сильны отклики великодержавного отношения к нерусскому искусству. Работа, украин

ского театра «Березшь», достижения

узбекского музыкального театра и т. д_ известны... в Париже. Их там премирова
ли во время всемирной выставки. А что знает о них стояща Советского Союза, мнящая себя «театральной Меккой»?!
Русские театры по давней традиции гастролируют по всему ССОР, и с ними более или менее знакомы другие респуб
лики. Но гастроли по русским городам нерусских, советских театров . еще кажутся кой-кому излишними и странны

ми. Между тем, можем ли мы надеяться на успешное продвижение вперед в об

ласти культуры, в частности искусства, если будут дальше существовать такие
перегородки между равными нациями Союза? Их надо сломить как можно ско
рее, установить прочную и тесную связь, между всеми национальными, однородными по своему советскому содержа
нию, культурами. Этому и должна, положить напало впервые проводимая в этом году всесоюзная олимпиада театров и искусства народов СССР.
о «русификации» и «упадке национальной культуры!».
Буржуазная национальная культура не только клонится к упадку, она (дожи
вает последние годы. Зато взамен ее, на основе индустриализации бывших « Ок

раин», пышно расцветает невиданная, молодая советская пролетарская куль

тура, единая по своему направлению, но блещущая всем богатством национальных форм.
Этого не видят националистически и шовинистически настроенные элементы. Разглагольствуя об «общенациональной культуре», «культурной независимости», «ориентации на более культурные и болев близкие страны» (капиталистические,—скажем в скобках)—они замазы
вают классовую борьбу в этом вопросе, подменяют четкую большевистскую ли
нию вредной путаницей. Против этих попыток, против отрыжки черносотен
ного щели коиержавничества (главной опасности в общесоюзном масштабе) и местного узкого национализма (главной опасности в своей национальной сфере) должны вести борьбу все сознательные трудящиеся.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ИСКУССТВО

Можно привести множество примеров блестящего возрождения и расцвета в советских условиях тех национально

стей, которые при царизме и разных временных правительствах своей «род

ной» буржуазии потеряли уже всякую надежду на развитие. Сейчас эти национальности не только имеют политиче
ское самоуправление, не только создали письменность (лде ее не было), но с не
„ХАЛИМА“ ТАНЦЫ в V КАРТ.
обычайной быстротой начинают создавать культурные ценности в области на
уки и искусства. Примечательно, что наиболее молодые нации сразу становятся на иролетарсший путь культурно

го развития, в то время, как старые, об

ладающие богатой историей, гораздо болезненнее совершают этот переход, со значительным трудом преодолевая бур
жуазные элементы своей исторической культуры.
Но как те, так и другие все с большей активностью используют национальные формы своей культуры, как наиболее удобное действенное оружие длш пропаганды интернациональных коммунистических идей, для вовлечения всех тру
дящихся данной .нации в борьбу с буржуазными пережитками в социалистическую стройку, везде и всюду, разу

меется, текущую по одному и тому же руслу индустриализации, коллективиза

ции и т. д. Буржуазия не без основания беспокоится, не без основания трепещет за свою судьбу, за свою буржуазную национальную культуру. Уже сейчас мы имеем в ряде советских республик та

кие культурные достижения, которые превзошли не только буржуазные «ше

девры» данной нации (об этом нечего и говорить), но перегоняют (а кое-где и перепнали) высоко культурные страны буржуазного Запада.
При всей нашей огромной еще отсталости, некультурности, бедности силами и [средствами,—мы уже можем коедгао пред’явнть капиталистическому миру, как наглядный урок преимуществ социалистической системы в области культуры. И среди таких «аргументов» не
А

РМ

Я

НС

К

ИЙ

ГОС

ТЕАТР.

УЗ

БЕКСКИЙ

ГОС.

Д
Р
А
М
.
Т
Е
А
Т
Р
.

„ЯРОСТЬ“.