Рис. Б. Малаховского

ЗАБОТА О ПОТРЕБИТЕЛЕ

СКАЗОЧКА

Ж

ил был дурак, и он учился в университете, желая стапь
врачей. Содержимое его головы, однако, отнюдь не представляло собой почвы, на которой зерно науки могло бы Дать тучный всход. Проучившись десять лет, он не был в состоянии отличить трахому от дизентерии и из всей ла
тинской премудрости твердо усвоил только одно: „Тифус неопределенус . Много раз его проваливали на экзаменах,
много раз ему советовали бросить университет и стать барабанщиком на карусели или наняться глотать шпаги в цирк. Но дурак был нсумолим и продолжал учиться, повергая в трепет весь факультет.
В конце концов он до смерти надоел профессорам, и чтобы избавиться от убоища, ему решили выдать диплом и выпустить его в свет. Но чтобы он не позорил потом высокого лекарского звания и не причинял бы ссобого вреда больным:—к диплому ему дали еще сундучек с готовыми латинскими рецептами безобидных средств и лекарств, одинаково годных к употреблению и при грыже, и при оспе, и при лишаях на голове. Главный образом это были слабительные средства и капли датского короля на переваренной воде.
Дурак снял квартиру, вывесил дощечку на дверях и начал практиковать. Он не умел различать болезней, и когда к нему приходили за советом, не глядя вытаскивал на угад и давал пациенту первую попавшуюся бумажку из университетского сундучка с рецептурой. Но чудесный образом получалось все время так, что эти его лотерейные билетики
приносили пользу людям. Однажды он прописал датские капли дьячку, которою мучали фурункулы на шее; дьячек, взяв капли в аптеке, решил запить их стаканчиком ерофеича в чайной.
Выпив стаканчик, он спросил другой, потом стал петь жалостную песню про сырую могилу, а спев подрался с городским биндюжником Копелем, который известен был искусством жать мизинцами медные пятаки. Ударив дьячка по затылку, Копель здоровенной своей ручищей раздавил ему сразу все три фурункула на шее; избавившись от страданий, дьячек не уставал впоследствии прославлять чудесные докторские капли и всегда бесплатно поминал дурака, вынимая на обеднях частицы за здравие.
Другой раз, вытянув очередную бумажку из сундука, дурак велел ставить банки купчихе, которая жаловалась на отсутствие детей; и купчиха действительно родила вскоре Грандиозного младенца четырнадцати фунтов весом и с боро
давочной в ухе, точь в точь, как у фельдшера, три месяца в вечерне ходившею в втот дом с банками в холщевом мешке. Купец остался недово/ѵен этим совпадением, но об‘- яснил его иесовершенством науки, и опубликовал благодар
ственное и прочувствованное письмо к дураку в ведомостях местной городской управы.
К письму присоединились многие получавшие рецепты из сундучка и выздоровевшие; они выздоравливали сами по себе, но были уверены, что обязательно померли бы, ежели бы не принимали прописанных пилюль перед едой и не пили бы баталинской воды по утрам.
Как-то, наконец, дурак прописал валерьянку старичку, болевшему ревматизмом; старичек держал шесть лабазов в мучных рядах и ему было жалко помирать и оставить капитал детям, кружившим вокруг него, как ястреба над куропаткой.
В рецепте было сказано, что старичку надобно принимать по двенадцати капель в воде; поняв сие буквально, дрожа и изнемогая, он садился каждый день, чтобы принять капли, в кадку с водой в амбаре. Вскоре старичек помер,
опухши, и лабазы достались детям; благодарное семейство поднесло дураку именной сервиз и венок из серебра, и по
всюду распространило слух, что его указания значительно помогают не только в медицинских, но и в житейских делах.
Тогда отовсюду повалил к дураку народ за советами. Одни справлялись об урожае, другие жаловались на бедность, третьи желали отелить корову, четвертые спрашивали, выдавать ли, Доверившись свахе, дочь замуж. И дурак всем раздавал бумажки из сундука, чтобы делали, ежели хотят удачи, то, что в бумажках сказано.
Так, пришел к нему однажды за советом мужик, у которого украли лошадь цыгане. Дурак пошарил в сундучке} вынул рецепт и велел итти с ним в аптеку.
В аптеке мужика отвели в заднюю комнату и поставили ему клизму с мылом. Пошел мужик домой и, конечно, серый человек никак не может понять, к чему ж это его, чтобы найти вора, водой накачали. По дороге у него так закру
тило вдруг в животе, что даже пот прошиб и в пятки стрелять стало. Спустился тогда мужик, чтобы присесть по сво
ему делу, под мост — и вдруг, видит, стоит под мостом его лошадь и жует с голодухи плесень на стропиле. За город вывести ее цыгане еще не успели и до ночи оставили,как потом оказалось, иод мостом.
Отвязал мужик, справившись с делами, лошадку и поехал назад через город, и на душе у него легко и тело у него легкое, как в страстной пост, и он всем рассказывает про чудесное средство и свою чудесную судьбу: конечно, с про
стой воды такое получиться не может, видать, научная была вода, знаменитая...
И с тех пор слава дурака выросла еще больше и укрепилась окончательно,
А. Зорич
— Странная очередь.
— А это я подбираю ассортимент товара. Вот и нодобрал молодцов по номерам на разные размеры!