РЕЦЕНЗЕНТ ПРЫЩИК

О

чкам на носу рецензента Прыщика поручено намекать об
учености обладателя этого носа. На толстовку возложена обязанность свидетельствовать о чистоте идеологии. Надув
шимся кожаный портфель усердно символизирует большую нагрузку рецензента Прыщика.
Наш герой еще молод, но достаточно опытен. По мере надобности он бывает низкого или высокого роста. Придя в редакцию, он делается очень маленьким, не выше табу
рета. Когда же он разговаривает с актерами, он чувствует себя высоким, не ниже 16-го разряда тарифной сетки.
Наш герой имеет маленькую склонность... к алкоголю? — Нет, к психоанализу. Он любит читать в чужой душе.
Другим чтением (собственные статейки не в счет) он не занимается. Он знает каждого редактора насквозь. Он знает, какая цитата кому по д>ше.
В „Рампе гонятся за цитатами из Энгельса. Наоборот, плехановские цитаты, как замечено, любят печататься в „Мире искусств . „Красному цирку подавай цитаты из Маркса.
У тов, Прыщика цитаты из всех вышеупомянутых классиков марксизма четким почерком вписаны в записную книжечку.
Как, каким образом, какими тайными и неведомыми путями добыл он эти цитаты? Легче ответить на вопрос — как разбогател Рокфеллер. Но у нас имеются все основания предполагать, что и здесь не обошлось без Госиздата. Это он, Госиздат, выпускает в скет календари, где на ряду с пор
цией имен на каждый день подаются изречения великих людей.
Но иногда на смену ушедшим в редакцию приходят новые люди, новые редакторы и замы. -И тогда бедный Прыщик переживает большие муки: как к ним подойти, какой
цитатой ошпарить, чем удивить? Изучение рынков сбыта — дело нелегкое.
После этого краткого ознакомления с замечательной личностью рецензента Прыщика, прой
демся вслед за ним по редакциям и посмотрим, как он работает.
* *
*
В редакции „Театрального Вестни ка“.
— Здравствуйте, Сергей Митроф - нович! Надеюсь, можно к вам.
— Вы по какому делу, товарищ?
— Здравствуйте, Сергей Митрофанович! Как вы поправились за последнее время! „В здоровой теле —здоровый дух , как извблил однажды выразиться старик Гегель.
— Извиняюсь, товарищ. Как ваша фамилия?
— Вы еще не знаете? — Прыщик. Один из первых беспартийных марксистов-критиков. Через неделю выступаю в Академии искусств с докладом „Трам
вайная линия „А в лигературе попутч-іков .
Рис. Н. Радлова
— Вы нам принесли какую-нибудь рукопись?
— Да, Сергей Митрофанович! Небольшую — строк в двести — рецензию о спектакле „Пурга . Одно безобразие. Вы себе представляете? Театр Корша, у меня место в двенадцатом ряду, а на сцене какие-то развалины, ветер воет даже в антрактах, пурга, тунгусы. Откуда-то прибзгают в разва
лившуюся хижину два представителя господствующего класса и один большевик. И, представьте себе, большевик носит за поясом топор и ни одной брошюры, ни одной газетыі
— Не подойдет, товарищ Чирий. — Виноват, я — Прыщик.
—- Товарищ Прыщик. Нам действительно нужен классовый подход при оценке произведений искусства. Но совсем не то, что вы нам написали. Надо серьезнее...
— Серьезнее? Хорошо, Сергей Митрофанович. Я гіеределаго. До свиданья, Сергей Митрофанович. Я долго не задержу у себя рукопись. Завтра же принесу, Сергей Митро
фанович! Как вы хорошо выглядите, Сергей Митрофанович!
Вы так теперь похожи на Плеханова в период расцвета его таланта.
* *
*
— Здравствуйте, здравствуйте, Иван Григорьевич. Могу себе представить, как вы сердитесь на меня! Я про вашу газету все-таки не забыл. Но я так занят — меня редакции прямо разрывают на части. Написал я для вас большую
статью о „Бронепоезде . Не могу молчать! - мог бы сказать по этому поводу Карл Марке в первой томе „Капитала . Вы понимаете — на сцене самая открытая партизанщина. Ни
одного революционного плаката. О займе индустриализации — ни слова. О новой быте, о новых людских отношениях—ши намека. Такой тягучий и нудный спектакль, что многие из публики плакали. Снижение цен в буфете проведено не полностью. У вешалки толкотня. Куда смотрит Главрепертком? Куда он смотрит, я вас спрашиваю? Доколе МХА’Ры будут затемнять наше сознание?
— Перестаньте говорить. То, что вы, тов. Прыщик, написали— не статья, а галиматья. Нам такая „марксистская критика не нужна.
— Не нужна? Так я гіеределаю. Завтра же принесу. До свиданья, Иван Григорьевич. Очень рад, что мы договорились.
*
К вечеру усталый и осунувшийся Прыщик прибежал в редакцию журнала „Крой и — никаких!
Его встретили радостно. Здесь он был свой человек. А главное — здесь
были уверены, что Прыщик печатается только у них. Ведь за последний год ни одной его строчки не было в другом печатной органе.
— Мое почтение, тов. Прыщик! Принесли что-нибудь?
— Принес, принес. Сколько редакций сегодня умоляли меня: напишите что-нибудь. Нет, говорю, я уж в одном месте буду печататься. Принес восемь рецензий. Всех крою! Всех! Кстати, когда гонорар выдают?
Г. Рыклин
Рис. А. Радакова

„СОЛНЦЕ ВСХОДИТ И ЗАХОДИТ...“

Решение двухходовки.