Рис. А. Радакова

ДОМ С КРЕНДЕЛЯМИ О маленьком до-ме, где когда-то помещалось булочное заве

дение и до сих пор на деревянном фасаде висят золотые кренделя, жило всего четыре семейства.
Все это были люди тихие и законопослушные. Тревога в крендельном! домике началась только с того времени, когда ста
рик музыкант Василий Иванович Л о шадь - П ржеваль с кий сдал одну свою комнату.
Котя Лохвицкий, молодой человек, поселившийся у музыканта, имел доброе лицо и пухлое тело. Казалось, что пульс у него бархатный, а сосцы полны молоком и медом.
В один из первых же дней, розовощекий квартирант притащился домой с агентом по страхованию от огня и застраховал свое движимое имущество В тысячу рублей, сроком на один1 год.
— Он меня просто обольстил, — рассказывал Лохвицкий хозяину. — Говорит, что счастье может дать только страховой полис. Так меня рассмешил, что я застраховался.
Но смешливый жилец уже со второго месяца перестал платить за квартиру.
—< Вышел из бюджета,;— говорил он, лучезарно глядя на Василия Ивановича. — Жалованья совершенно нехватает.
Лошадь еще ничего не подозревал, но прочие жильцы быстро надоумили его. Они были крайне испуганы.
— Вы присматривайте за своим квартирантом. Он нам дом
— Вышел из бюджета!
подожжет.
— Да бросьте вы!
— Иначе и страховаться нет смысла. Сами видите, у него — ни копейки. А все вы! Пустили кобла в квартиру. Уж он свой бюджет поправит, будьте уверены.
Испуганный Лошадь сейчас же пошел к Лохвицкому, якобы поболтать о том, о сем.
Он растерянно осмотрел матрац квартиранта и славянский шкаф с зеркалом. Зеркало было крошечное и вделано так высоко, что в него приходилось заглядывать, как в форточку.
— Всего имущества рублей на сто двадцать,— посчитал Лошадь. — Сожжет, никаких сомнений. Все сгорим!
В эту ночь он спал плохо, а следующую провел совсем без сна, потому что соседи не давали ему прохода попреками.
В страхе музыкант заучил наизусть номер телефона ближайшей пожарной части и занялся недостойным! для интеллигентного человека делом — стал подглядывать за квартирантом1 в замочную скважину.
О квартирной плате он уже и не заикался,
—- При теперешних окладах, — говорил он подобострастно, — молодому человеку очень трудно обернуться. Вы не спешите с деньгами. Я подожду с наслаждением.
— Спешить, как на пожар, конечно1, нечего, — ответил Лохвицкий, — но! я на-днях обязательно уплачу!
Это- заявление произвело на трусливого Лошадя угнетающее действие. Он решил, что час настал, побежал в аптеку и1 по телефону вызвал пожарную команду.
Переулок наполнился звоном1 и грохотом. Засверкали медные купола пожарных касок и Лошадю пришлось уплатить двадцать пять рублей за напрасный вызов. Он слишком поспешил. Пожара еще не было.
— Вот такие неожиданные расходы и выводят из бюджета, —назидательно заметил квартирант.
Лошадю это показалось злой насмешкой. Он зсе понял. Нынешние молодые люди хитрее, чем это кажется сначала.
— Надо спасать, — подумал он, — все, что еще можно спасти. Надо себя обеспечить от стихийного бедствия, огня.
Немедленно после этого решения, Лошадь
Пржевальский застраховал свою обстановку в две тысячи рублей, сроком также на один год.
После этого в доме не осталось ни одного незастрахованного предмета.
Дом, как феникс, готов был возродиться из грядущего пепла на деньги Госстраха. Все приготовились к огненному погребению,
и неделя прошла в лихорадочном1 ожидании1 всепожирающего пламени.
Но пожара не было, и нос смешливого квартиранта по-прежнему невинно блистал всеми оттенками перламутра. Он1 даже внес Василию Ивановичу свой долг.
Протяжный вздох, — вздох, вызванный оправдавшимися подозрениями, — пронесся по всем квартирам «дома с кренделями».
— Хитрит! Очки втирает! Хочет таки получить свою тысячу страховки.
И, через день, переулок снова наполнился грохотом пожарных машин и блеском! медных шляп. На этот раз дом1 с кренделями!, действительно, горел.
Поджег его сам1 Василий Лошадь, не выдержавший томительного ожидания несчастья.
Больше всех удивлен был смешливый квартирант. Он растерянно поглаживал свои плюшевые височки, ахал, волновался, но так-таки никогда по молодости своей и не понял, что1 дом погиб от собственного свинства, от легенды, которую сам создал.
И. Ильф
... Музыкант подглядывал в замочную скважину.