КУЛЬТУРНЫЙ поход

(Рассказ моряка)
— Без шутков, — говорит, — граждане. Порт, это — с которого вы идете. Станция — у нас вполне на сухом стоят, потому по воде паровозы не ходят. А насчет водного — то видите, какой простор кру
гом, заливает берега!.. А в общем, в целом идите своей дорогой!..
— Да нам спорт, а не порт! — указует Иван Макарыч. — Мы культурно желаем, а не как. Где у вас тут водная спортивная станция иль другое какое подобие?
.— Ах, вот вам кого, — понял мильтоша. — Ну, это вы не туда попали. В Астрахани водного спорта нет, окроме водошного!..
Плюнули мы, идем дальше... Окушно...
— Поесть бы, што-ли, — говорит Иван Макарыч, — а сам носом ню
хает. — По-о-есть бы!.. Где бы тут чего по-о-есть?!..
И опять носом, да так жалобно, точно маленький.
У мене тоже животы подвело, но креплюсь, и Мака рыча прошу крепиться.
— Поищем, — говорю, — кооперативную столовую!..
Чтобы без спиртного, значит.
Потому: сядешь есть в ресторане,

БЕШЕНОЕ МОЛОКО

Шинкари проносят в стены завода самогон в бидонах от молока.
Рис. Б. Малаховского
— А кому молочка продам? Хорошего, неразба
влвнног о!..
^ дранья желаю! Тут касса реч
ного соцстраха? Очень рад. Дозвольте свое пролетарское про
клятье выразить и на погребенье товарища монету получить. Погиб человек не за так, а включительно по случаю астраханского культурного похода. Лежит теперь на сто
ле и последнего отчала ждет. Че
го-с? Ис-то-рия?! Никакой такой истории не было. Ни резали, ни били, сам помер из-за большой своей веры, я тому свидетель!..
Сошли мы в Астрахани, на Балде, абсолютно тверезые, а до того — на возморьи — разговор в нас был: культурный поход сделать, благородно, с одним пивом... Ну, сошли, пошли клуб искать, водяной. Ну, клуб закрыт, такое вышло у них последствие ремонта!.. Хотели в кину — опять промашка: понедельник, тяжелый день искусства!..
— Ах, шут те, — говорит Иван Макарыч. — Одно, говорит, оста
лось теперь удовольствие: пойтить на водную станцию и на ей спортом заняться!..
Пошли. Видим: стоит мильтоша и шкрыто удивляется, что идем мы хоть и в обнимку, а тверезые.
Строго так глядит, вот-вот обштрафует!.. Подошли, спросили про спорт, он даже обиделся.
то тут тебе и водка, и коньяки, и девочки. Какая-ж это культура?
Ну, только обошли весь город, а кооперативного е’есть ничего нельзя. Даже вывесок таких нет.
— Пошли на судно, — говорит Макарыч с тоской. — Там у меня хлеб был, стерлядь копченая, пожрем.
Вернулись. Ан наша «Веточка» за топливом ушла, и только через час будет!.. Словом, тир ем сызнова в город.
— Глянь, — вдруг кричит Макарыч. — Доброснав открылся! С’е- добный!..
И впрямь. Окна, двери, в окна видим столы со скатертями, стулья, подавальщики в фартуках, красный уголок.
Заходим. Опрашиваем. Подают.
— Какая, — говорю .подавальщику, -— радость, что наш родной Доброснав свою столовую открыл! Спасание на водах очень даже
трезвое питание предполагает. Вон и красный уголок у вас. Газеты, чай, есть. Чайку напиться можно, — культурно!..
И не успел докончить, слышу: смех. И голос знакомый у подавальца. Гляжу: Сангин, старый р ы бн ы й пр ом ыш леей и к!..
— Какими, — спрашиваю, — ты тут такими?
—А такими, — отвечает. — Конпания у нас. Попов, Виноградов, я. Наш это ресторан, и с распитием!!
— Погодь, говорю, пролетария. Не путай. Вывеска то доброснавовская, мы сами читали, как входили!..
— Вывеска, — отвечает, — это верно. Чтобы налогов меньнЮ пла
тить, и вообще. Оно и раньше такто: писалось «исправник», а выговаривалось «сволочь»!..
— Согласен, — говорю, — что тут и впрямь сейчас сволочь. До свидания!..
И беру это Иван Макарыча под локоток, и уходим несытые, только носом мой Макар жалобно водит!..
И пройдя мало время, видим новую вывеску: До-бро-онав!..,
—- Уж эта-то, видать, настоящая! - говорит Иван Макарыч . Зай
дем. Культура культурой, а жрать до смерти хочется!..
Зашли. Спросили. Подали.
— Какой, — говорю, — у вас хороший Красный уголок!.. Даже очень культурно!..
— Верно, — сипит носом Макарыч. — Дай-кась я туда схожу...
И идет за ширмочку. И мало время проходит, садился за борщ и кушает с большим аппетитом. -И отхлебав напрочь, опять отдает концы и плывет в уголок, и опять ворочается, веселей Прежнего!..
Ну, чего долго говорить. Перепились мы в тот вечер вдребезги. Уголок не уголок, а красная голов
ка ,в буфете секретном. Макария пил и уговаривал: «Небось, это не
простая, а дрвроанавская, вреда с ей не будет!..». Я пью, а промежду прочим беседую. И вот об’является, что и тут Доброснав не Добросна ч, а исправник, извините за вы
ражение. Спецы по частиковой рыбе, — в мутной воде, конечно, — Попов, Самгин, Виноградов, троица единосущная и нераздельная!.. Пла
тют Доброснаву отступное, а под егойной вывеской работают!.. И не кто-нибудь, а сам Сутырин договор с ими подписал, сепаративный!..
Обиделся я, увел Макарыча.
... Ну, что там размазывать. Пивные, столовые, гастрономичные, — . семь штук я их насчитал! — и все —«не красные, а частиковые... Тьфу, частник овы!..
А Макарыча мутит. Просит сельтерской. Плывем по Братской, по уличному фарватеру огневки сигналы подают, но мы ломим, борты отдавливаем, одной дамочке корму притиснули — аж взвизгнула, — а на сельтерскую я не поддаюсь. По
тому—вижу: плывет на нас киеок «Доброснав, лимонад, нарзан!» Ну, думаю, знаем мы ваши лимонады, на лимонились в доску!..
И волоку Макарыча в порт. А он кричит, что спорт, спорта желает!.. И тогда берем чью-то косную, — лодка такая! сядаем и идем на
Балду, а кругом на воде сутолка, пароходы отчаливают, огни, свист
ки, плески. А у меня и в башке свистит, огни кружат, Макарыч согнулся улиткой и, извиняюсь, нерест держит, икру мечет!..
Ну, долго что говорить. Вышли на главный баек, парус обладили, песни поем, а ветер свистит, вода бежит и Макарыч купаться желает!..
И нырнул бы самостоятельно, да шторма набежала, и не успел я оглянуться, как парус облобачило и нашу косную—килем вверх Макарычем вниз — куда-то понесло!..
Я то, как -видите, спасся, а Макарыча под Икряным где-то выуди
ли. Распух, жирный стал, как белу
га, и ловцы ругались: сети -порвал, дескать!.. Ну, выдали мне тело, до
ставил его на предаёт культурного погребения в город Астрахань, и с Доброснаш матрос акт составлял.
— Ето, — говорит, — у нас обнакнов-енное. Разве всех наших клиентов повылавливаешь? Рестора
нов да пивных чуть ли не дюжина, а спасательный пункт, кажись, один, не управиться!..
- Вы, — говорю матросику, - хоть бы номер какой (Макарычу проставили на груде: который по счету!..
— Ну, што -вы,— отвечает, — нетто можно? У нас не морг, а спасательная станция!..
—• То-то, — говорю, — частник у вас от налогов и спасается, туды-т-вас всех тудыт-т!..
В общем, с -мордобоем получилось.
Где расписываться-то -в получении погребенных денег? Тут?.. Эй, товарищ, поставь крест за неграмотного, да пойдем покойничка помянуть. Вдвоем оно как-то веселее: может, ты меня после куль
турного похода выловишь; может, я тебя, а все-таки кто-то похоронное пособие опять получит, здравия желаем!..
Тихон Холодный