ЕЩЕ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

К

огда началось землетрясение в Крыму, в Москве vro
отразилось, прежде всего, на телеграфе и на C.jpo справок МКХ: в этом последнем количество вопросов возросло вдвое в первый же день.
Я сидел у контрольной трубки, слушал два часа кряду, о чем запрашивали уважаемые граждане МКХ, и думал, что ежели бы сбрить усы и сесть здесь вместо барышни у аппа
рата на пять дней—до самой смерти не пришлось бы
больше выдумывать из головы ни одной строки: „полное собрание телефонных записей за неделю 1 создало бы миро
вую славу автору и обеспечило бы его трудовую старость и детей и внуков его до четвертого колена!
И я искренне изумлялся голубиной кротости, золотым сердцам и веревочным нервам людей, дававших справки: я бы давно уже, вежливо спросив у клиента адрес и оста
вив пост, сел на извозчика, проехал к нему, клиенту, домой и ударил табуретом по его плешивей и напоминающей, как это ясно чувствуешь в телефон, редьку хвостом вверх, голове.
Пусть судят потом и сажают в ДОПР: человечество поймет и история оправдает меня.
Ибо первым вопросом, который услышал я, приложив трубку к уху, был вопрос — подешевели ли, и если да, то насколько именно, в связи с землетрясением, комнаты и пансион в Крыму?
Клиент желает точной справки в процентах и точных данных о жилищных и рыночных настроениях на южном берегу. С какой уступкой передают свои комнаты семьи
пострадавших? Определены ли уже льготные условия аренды разрушенных дач? Если началась распродажа имущества коренным населением, то по какой цене, франко Севастополь, можно купить:
а) рояли Шредера, Беккера и старых петербургских фирм;
б) стулья венские, гнутые, плетеные, столовые или белые, туалетные;
и в) ковры текинские или имитации персидских фирм? Говорит он ровно, спокойно и хладнокровно, щеголяя
бесстрастной точностью делового, коммерческого человека; вероятно, в мягких туфлях, в полосатой пижаме, он сидит у стола с записной книжечкой „Идеал11; вероятно, сейчас он спросит еще,— есть ли смысл, отправляясь за венскими стульями и коврами, сдать, кстати, большой скоростью тон
ну краковской колбасы и вагон глазированных сосновых гробов?
Все-таки, продовольственные затруднения; вероятно, вероятно есть убитые...
требует точных сведений о том, насколько садится в декатировке аршин лиссабонского индиго.
Землетрясение даст теперь на целую неделю отдых его изощряющемуся уму; покончив с вопросом о характере „этой катастрофы , он, несомненно, займется, к ужасу станции, детальной проработкой всех ее возможных и предполагаемых последствий.
Оставим его, переключимся еще раз.
Чей-то неуверенный и с большими паузами произносящий слова бас желает узнать, не будет ли новых „с-сотрясений на даче „Уют“ близ Алушты? Кажется это мне или в самом деле из трубки пахнет коньяком? Разговор про
должается томительно-долго; бас мычит невнятно и с трудом воспринимает, видимо, простые истины, которые кротко старается внушить ему телефонистка.
— Морды вам бить надо! — неожиданно говорит он, икнув в заключение, и вешает трубку.
У телефонистки дрожит подбородок и начинают часто мигать ресницы глаз; плакать нельзя, гражданка, обижаться дома будете!

Т

елефон звонит снова, и снова вспыхивает и мигаетнастойчиво красная лампочка у номера на стене. — Вас слушают.
— Я желаю знать, не пострадал ли в Крыму гражданин Семен Тимофеевич Левитин, профессия—мыловар, возраст—1891?
— Местожительство?
— Это же неизвестно.
Последний раз взмахнув ресницами, барышня отвечает бесстрастно уже, точно и обстоятельно, как будто переводит тупую фразу из Глезера и Пецольта:
— Мы не можем сказать, не пострадал ли в Крыму гражданин Семен Тимофеевич Левитин, профессия — мыловар, возраст—1891, раз неизвестно точно, где он живет.
— Что значит неизвестно, раз человек поехал в Крым? — Мы не можем сказать, гражданин. — Что же вы можете, что?
Потом звонила девица из учреждения, с утра пославшая телеграмму в Симеиз’, в 12 она справлялась, не полу
чив ответа, куда надо подавать заявление о возмутительной небрежности телеграфа. Ее сменил актер с тройной фамилией, играющий благородных отцов; его интересовало, бу
дет ли, в случае дальнейших толчков, продолжать работу эстрада в Ялте?
Потом вторая девица интересовалась, действительно ли снята натура в хронике землетрясения для кино, и если да, то почему не показано, как дрожит земля? За свой полтин
ник она желала, вероятно, увидеть на экране подземный гул.
РОЖДЕННЫЙ ползать летать не может

Я

переключаю штепсель. Движимый чувством отвлеченного любопытства, какой-то старичек добивается настойчиво последних научных заключений о характере „этой катастрофы : тектоническое землетрясение или вулканиче
ское? Дребезжащий и сухой голос его скрипит, как старое, ржавое перо.
Если землетрясение тектоническое,—чем об яснить, скажите любезно, столь зна
чительную силу толчков, сдвигов и разрушений? Если
же оно вулканическое,—как понять отсутствие прямых признаков самого действующего вулкана?
Старичек до крайности настойчив, и ссылками на условность научных предположений отнюдь не удовлетворяется. Когда, потеряв терпение, телефонистка выклю
чает его из одного номера, он сейчас же звонит по другому.
Он принадлежит к типу людей, вообще проводящих в этом приятном занятии свой обильный досуг; в обычное время он справляется, например, озабоченно о профес
сиях, поле и адресах людей, спасшихся с „Титаника и
Потом... потом мне захотелось на свежий воздух, подальше куда-нибудь от мигающих ламп и человеческих голосов...
А. Зорич
ПО ПРИВЫЧКЕ...
(В бюро заграничных путешествий)
Из 63 лиц, на долю коих выпали самые крупные выигрыши в авиалотерее Осоавиахима, совершили путешествие только двое; остальные предпочли получить стоимость полета деньгами.
— Поездка обойдется вам в 50 фунтов стерлингов.
— А на килограммы это сколько будет?
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
— Безобразие!! Сколько времени у вас тут справки дожидаюсь!!
— Уж, так и долго?
— А то нет. Когда я пришел, солнце у вас на носу играло, а
сейчас оно пониже спины Луже переехало!
Иван Иванович! Счастливец! Летите? Лечу, дорогой. За деньгами!
МЫСЛИ КСТАТИ
Ока впадает — в Волгу, Волга— в Каспийское море, а Кирилл Романов в детство.