СССР

НАСТРОЙКЕ

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

№ 3 • 1941

Пятьдесят с лишним лет тому назад великий русский писатель А. П. Чехов

описал страдания, тосну, одиночество заслуженного профессора, знаменитого в России ученого.

«Допустим, что я знаменит тысячу раз,—с горечью говорил старый

профессор... Но все это не помешает мне умереть в тосне, в совершенном одиночестве»...

Профессор подводил итоги своей жизни. Он мечтал: «...Я хотел бы иметь помощников и наследников... Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с науной».

Чувство одиночества преследовало лучших людей науки в старой, дореволюционной России. Они задыхались в атмосфере лжи, лицемерия, назенщины, сковывавших их творческие силы; их идеи и замыслы гибли в буржуазном обществе, желавшем видеть в науке лишь только свою служанку, которой можно повелевать так, нак это угодно хозяевам...

Напитал мял, душил и давил не только таланты рабочих и крестьян, но и ковернал людей умственного труда, обреная подлинных новаторов на голод и прозябание. Волчий закон капитализма с холодной, циничной жестокостью убивал творческие возможности и таланты. История страданий и мытарств в царской России таних новаторов науки, нак Попов — изобретатель радио, нак Циолковский, всю свою жизнь отдавший разработке идей воздухоплавания, как Мичурин — гениальный преобразователь природы—может служить обвинительным актом капиталистическому строю, который убивает таланты, рождающиеся в народе.

А жизнь великого Тимирязева,— смелого, бесстрашного ученого! Его боялась и ненавидела казенная министерская наука, потому что он был страстным, убежденным дарвинистом, потому что своими трудами он посягал на «священ

ные устои», ниспровергал устарелые обветшалые теории. Тимирязев всем своим сердцем горячо и мужественно приветствовал Великую Онтябрьскую Социалистическую революцию.

Ученый-новатор Тимирязев сознавал, какой творческий размах получит научная деятельность в стране, освобожденной от онов капитализма. Его предсмертные слова, полные любви и преданности, были обращены к гению челове

чества— Владимиру Ильичу Ленину. «Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле.

Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали».,.

В нашей стране наука поднята на недосягаемую высоту, окружена заботой и вниманием партии и правительства. Впервые в истории человечества люди науки получили полную возможность осуществлять самые дерзновенные мечты, своими трудами служить родине, народу, социализму, смело расширять границы человеческого познания.

— Смелее экспериментируйте, мы вас поддержим, — слова эти, сказанные товарищем Сталиным молодому ученому Цицину, обращены и ко всем новаторам страны социализма.

Истинный труд стал источником радости и вдохновения для миллионов людей. Творческий труд на благо своей родины воодушевляет, он рождает новые идеи в науке, технике, искусстве. Творческий труд во имя и для блага родины стал неиссякаемым источником силы. Поиски нового, чувство новатора при

сущи горняку Алексею Стаханову и старому анадемину—металлургу Павлову, Герою Социалистического труда конструктору Поликарпову и создателю теории стадийного развития растений — академику Лысенко, криворожскому рудокопу Алексею Семиволосу и трактористке Паше Ангелиной; исследователю Арктики Ивану Папанину и колхознику-опытнику Денису Лысенко...

Передовые люди нашей страны отличаются требовательностью к себе, ко всей своей работе.

О большевиках — подлинных борцах против рутины говорил тов. Маленков на XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б):

«Большевик, революционер в технине, в хозяйстве — тот, кто умеет ломать устаревшие традиции, заменять их новыми и итти вперед. Этому учит нар товарищ Сталин».

Чувство ответственности, внутреннее творческое беспокойство отличает людей передовой науки. Интересы народа, интересы родины, — вот движущие стимулы работы передовых советских ученых, тесно связанных с жизнью и трудовым опытом миллионов трудящихся!

«Данные науки всегда проверялись практикой, опытом, — говорил товарищ Сталин на совещании стахановцев.— Наука, порвавшая связи с практикой, с

опытом,—какая же это науна? Если бы наука была такой, какой ее изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для че

ловечества. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей,

не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было бы, скажем, астрономии, и мы все еще пробавлялись

бы обветшалой системой Птоломея, у нас не было бы биологии, и мы все еще утешались бы легендой о сотворении человека, у нас не было бы химии, и мы все еще пробавлялись бы прорицаниями алхимиков».

В этом номере журнала мы рассказываем о колхознике-новаторе Денисе Никаноровиче Лысенко из села Нарловка Полтавской области и его трех сы

новьях— Трофиме, Павле и Владимире, смело прокладывающих новые пути в тех отраслях, где они работают.

Это—кратная история одной семьи,—семьи новаторов, которой революция,

советская власть открыли дорогу к творческому труду, науке и культуре.