ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
Воспоминания Людендорфа имеют ряд положительных и отрицательных качеств. Автор, являясь одним из виднейших деятелей германского генерального штаба, дает яркие образы его оперативной и организацион
ной работы. В этом—главное достоинство книги. О особым интересом следует остановиться на организационной работе германского генерального штаба, вылившейся в строго продуманную империалистическую си
стему ведения большой войны. Пет никакого сомнения, что здесь мы для текущей своей военной работы почерпнем много полезного. ·
Что же касается до рассуждений Людендорфа на политические темы, до его патриотической лирики, то здесь автор является типичным пред
ставителем ограниченного и самоуверенного германского генералитета. Людендорф не в состоянии, несмотря на свои личные качества вождя и военного теоретика подняться выше обывательских представлений о су
ществе развертывавшихся вокруг него мировых событий. Вместо того, чтобы искать корни поражения германской армии в столкновении моло
дого, но еще не успевшего окрепнуть германского империализма с более зрелыми и сильными английским и, главным образом, американским— Людендорф упорно ищет эту причину в «зловредной пропаганде» и пр. На этих отрицательных сторонах мемуаров Людендорфа не стоило бы оста
навливаться, если бы в них не были заложены корни его сегодняшнего политического credo. В настоящее время Людендорф является одним из активных вожаков германского фашизма. В любезном посвящении к зарубежному русскому изданию своих мемуаров он братски протянул руку врангелевским белогвардейцам. Через Баварский Оргеш он самыми тесными нитямй связался с французской плутократией. Эти факты с достаточной полнотою освещают действительную ценность тех страниц мемуаров Людендорфа, где он распинается о национальной добродетели, о заслугах германских помещиков и, о прочих юнкерских благоглупостях.
Тем не менее положительные качества мемуаров Людендорфа превышают отрицательные. На ряду с трудами Фалькенгайна и Шварте труд Людендорфа отвечает текущим, запросам передовой военной мысли, ибо огромные массы воюющих и необычайный рост военной техники на пе
редний план выдвинули проблемы организационного порядка. В этой же области германский генеральный штаб, отраженный ярко и выпукло мемуарами Людендорфа, стоит на одном из первых мест.