№ 9 (153) 28 Февраля 1926 г,

Обмен ксендза Усаса на польских коммунистов

В конце марта прошлого года знаменитый Усас должен был быть обменен на польских т.т. Багинского и Вечоркевича. Как известно, польские охранники недалеко от ст. Столбцы но дороге в СССР убили Багинского и Вечоркевича. Теперь па польской границе произведен обмен ксендза Усаса, бывшего секретаря поль
ского консульства в Тифлисе Лашкевшга и шпионов Дмовского и Ковриго на четырех польских коммунистов — т.т. Брауна, Маевского, Бруна и Яворскую.
За несколько часов до обмена от уполномоченного
польского министерства иностранных дел поступило предложение произвести обмен не па границе, а в
Столбцах. Это предложение мотивировалось выогой и спежпыми заносами. Уполномоченный по обмену с нашей стороны, тов Орлов, отклонил предложение и настоял на производстве обмена на границе.
Для встречи освобожденных из польских тюрем коммунистов выехали на границу представители коммунистической партии Белоруссии, профсоюзов, делегация всебелорусского комсомольского с‘езда, заседающего сейчас в Минске, и др.
оПо окончании всех предварительных формальностей и подписания протокола обмена, с польской стороны под усиленным конвоем подводят наших освобожденных товарищей. Одновременно наш конвой подводит ксендза Усаса с компанией шпионов.
Проверка фамилий,—и польские товарищи уже на нашей стороне. Горячие рукопожатия, поцелуи и при
ветствия. Освобожденные отвечают краткой речью. Возглас: „Да здравствует Советская Россия! подхватывается дружным „ура .

Разгром советских профсоюзов на Китайскско- Восточной ж. д.

Манчжурские военные власти генерала Чжан-Хуан-Сяна в конце января опечатали помещения профессиональных союзов служащих и рабочих Китайско-Восточной железной дороги, включая и Совет про
фессиональных союзов Китайско-Восточной жел. дор. Руководители проф
союзов были арестован к и в течение пяти дней на

ходились в тюрьме. Аре

стованные товарищи были освобождены натри дня позднее освобождения уп

равляющего Китайско- Восточной ж. д. т.Иваиова.

28 - го января все арестованное имущество профессиональных сою
зов было погружено на грузовик. Освобожден
ные товарищи двинулись в Дом Трудящихся, распевая на пути Интернационал. У Дома Трудя
щихся освобожденные были встречены „ура бромной толпы рабочих.
Открытие Дома Трудящихся и Совета профессиональных союзов произошло следующим образом. К дому Совета профсоюзов явился полицейский наряд. Драгоман
(переводчик) сорвал наклеенные полицией крест-на-крест на двери длинные полосы бумаги с иероглифами и печатями.
Все забранные полицией книги, документы и бумаги Совета профес
сиональных союзов были возвращены.
Освобожденные профессиональные работни
ки нашли помещение Совета профсоюзов в полном хаосе.
На полу разбросано возвращенное после аре
ста имущество Совета
профсоюзов.Отбыли арест 12 портретов Ильича, 20 портретов Л. Д. Троцкого и портреты др. вождей революции. В полиции побывали: список членов профсоюзов, книги секре
таря Совета профсоюзов, 2 листа с юношеским Интернационалом и карта РСФСР.
Слева — Совет профессиональных союзов после вскрытия запечатанных дверей в Харбине; справа — дверь Дома Трудящихся в Харбине, опечатанная манчжурскими властями.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь1

фот. Д. Равина.
Наверху ксендз Усас (с портфелем) и шпион Лашкевич (X) в сопровождении охраны,, перейдя нашу границу, направляются к польской. Внизу —тт Брун Браун, Маевский и Яворская, экспортируемые высшей варшавской полицией, подходят к границе (ст. Негорслое). Придерживает шляпу рукой т. Маевский перед ним - т. Брун, за ним-т. Браун, т. Яворская почти нс видна (снимки произведены во время снежной бури). Справа -т. т. Браун, Маевский, Брун и Яворская во дворе дома
МОПР а в Минске.