В. СУТЫРИН

о социалистической реконструкции кинематографии

того, в них содержатся такие положения, которые при необходимых теперь (по прошествии трех почти лет) дополнениях и уточнениях могут и должны лечь в основу социалистиче
ской реконструкции кинематографии. Но это еще не значит, что после партсовещания кинематография вступила в реконструктивный пе

риод —• резолюции иногда могут оказаться нереа

лизованными. Так действительно и случилось с резолюциями кияопартсовещания.
В материалах к орготчету ЦК ВКП(б) на XVI съезде имеется следующий абзац о кино:
«Текущий период социалистического строительства со всей резкостью обнару
жил основные организационные дефекты советской кинематографии, в значительной мере коренящиеся в механическом пере

несении в дело развития кино принципов

русской дореволюционной и современной капиталистической кинематографии. Система проката, построенная почти исключитель
но на так называемом «коммерческом экране», т. е. на демонстрации развлекательного зрелища, соответствующая систе
ма производства, отводящая ничтожный процент всем видам применения кино, как средства культуры, базирующаяся главным образом на изготовлении кар
тин для «коммерческого экрана»,— эти принципиальные устои буржуазной кинематографии еще не преодолены кинемато
графией советской. Последняя сделала к ним лишь некоторые, правда, довольно значительные поправки, но не поставила еще во всю широту проблему соци
алистической реконструкции всего кинодела в целом». (Разразрядка в обоих случаях наша. — В. С.>
Всякий, кто ищет ответа на вопрос о . причинах неудовлетворительного состояния и работы киноорганизаций, кто ищет наилучшую до
рогу, идя по которой советская кинематография могла бы в кратчайший срок преодолеть свою немощь в деле обслуживания нужд социалистического строительства, должен внимательно вчитаться в приведенную нами цитату: она дает
1 Октябрь 1330 г. Настоящую работу следует рассматривать, как дальнейшее развитие и детализацию основных положений доклада применительно к одной из самых сложных областей киноработы — производству фильм.
2 Пункт 20-й резолюции по докладу т. Шведчикова, где говорится о переходе «советской кинематографии из восстановительного периода в период нового строительства».
Гигантские успехи во всех и особенно в решающих областях социалистического строительства выдвинули перед советской кинематогра
фией, как одним из важнейших участков фронта культурной революции, огромные и сложные задачи. Между тем современное состояние совет
ской кинематографии таково, что исключена возможность говорить о сколько-нибудь удовле
творительном разрешении этих задач: налицо необычайно резкая диспропорция между требованиями, которые пред являются к кинематогра
фии, и реальным эффектом, получающимся в результате деятельности киноорганизаций.
В докладе на пленуме ЦК Кабис1 мы болеили менее подробно характеризовали основные черты этой диспропорции, анализировали причины. породившие ее. Основной, вывод, который заключался в докладе, был тот, что единствен
ным успешным методом ликвидации размычки между требованиями, пред являемыми социали
стическим строительством к кинематографии, и степенью их факшческого покрытия является радикальная перестройка всей системы кинодела,
подлинная социалистическая реконструкция его. Могут сказать, что мысль эта не нова, больше того, что она запоздала, так как вся страна, а вместе с нею и кинематография еще несколько лет тому назад перешла из восстановительного периода в реконструктивный. Для доказательства того, что реконструктивный период совет
ской кинематографии уже наступил и при том не сегодня и не вчера, могу сослаться даже на один из пунктов резолюции партсовещания по вопросам кинематографии, которое состоялось еще в начале 1928 года2. Резолюции партсовещания действительно намечали существенную перестройку советской кинематографии, больше