ежемесячный журнал ПОД РЕДАКЦИЕЙ 8 ПУ ДОВКИНА, В .СУТЫРИНА, ф. ЭРМЛЕРА К. ЮКОВА

ГТролет яр и всех стран, соединяйтесь. ПРОЛЕТАРСКОЕ

кино

о р г г 1 и ГИХЛ 1931

Основные задачи творческой дискуссии1

1. Добившись решающих успехов в основных областях социалистического строительства, СССР вступил в период социализма. Однако дальнейшее движение к развернутому социалистическому обществу представляет собой процесс обостренной классовой борьбы.
Небывалый рост активности пролетариата и трудовых масс крестьянства, завоевание пролетарскими кадрами все новых и новых областей
общественной жизни, победоносная индустри
ализация страны, ликвидация на основе сплошной коллективизации последнего эксплоататорского класса—кулачества и возрастающее в свя
зи с этим сопротивление классово враждебных нам сила, резкая диференциация т. н. «промежу
точных идеологических форм», снижение их удельного веса (в связи с обстоятельствами, отмечен
ными выше) в социальной практике — таковы
те основные моменты, которые характеризуют расстановку классовых сил в настоящий период.
Только в свете этих тенденций можно правильно рассматривать нынешнее состояние со
ветской кинематографии и в частности те зав кино / творческой дискуссией. Поэтому непредачи, которые ставятся перед развертывающейся менным условием плодотворного развития дис
куссии является борьба со всеми проявлениями
и практики на основе генеральной линии партии, борьба с капитулянтскими, примиренческими по отношению к буржузному опыту тенденциями, как главной опасностью, и всяческими разновидностями мелкобуржуазного радикализма.
2. Творческая дискуссия в кино не исчерпывается проблемой творческого метода, или тем более суммой каких-либо (хотя и важных) про
изводственных вопросов, волнующих те или иные группы кинопроизводственников. Основной и по существу всеоб’емлющей темой творческой дискуссии, органически вытекающей из процес
са социалистической реконструкции советской кинематографии, является проблема пролетарского кино.
Что такое пролетарское кино, как начальная фаза кинематографии развернутого социалистического общества, каковы его классово специ
1 Резолюция первого всесоюзного производственного совещания сценаристов по докладам тт. Оутьщина и Крейна.
фичные черты, делающие пролетарское кино отличным от кинематографии буржуазной, дающие ему не только историческое право, но и конкретную историческую возможность восторжествовать над последней, как строить пролетар
скую кинематографию,—вот вопросы, в первую очередь требующие своего решения в процессе творческой дискуссии.
3. Нахождение специфики пролетарского кино должно вестись прежде всего путем опреде
ления места кинематографии в общей системе социалистического строительства. Не абстрактное, схоластическое теоретизирование, а практическое и теорией подтверждаемое и предвосхищаемое выяснение того, как полноценнее может быть использован кинематограф для дела социализма, какую реальную роль он уже играет в социальной практике нашей страны и — что еще более важно — какую роль он, как комплекс технических, экономических и идеологических элементов, может и должен играть. Только на этом пути возможно решение всех проблем творческой дискуссии, как уже поставленных, так и тех, которые возникнут при дальнейшем ее развитии.
4. В соответствии с этим главнейшей конкретной задачей творческой дискуссии является борьба за максимальное расширение сферы при
менения кино, всемерное увеличение способов и форм использования его для нужд социали
стического строительства. Это надо понимать не только, как борьбу за те, уже существующие виды кинопродукции и методы демонстрации, которые находились и еще находятся на второсте
пенном, третьестепенном и т. п. местах (хроника,
учебная, детско-школьная фильма, комедийный,, сатирический жанр художественной фильмы),
но и как работу в новых, лишь намечающихся или предполагаемых направлениях.
5. Совершенно очевидно, что пролетарская кинематография как идеологическая надстройка отлична прежде всего тем социальным мировоз
зрением, которое об’ективно заключается в ее продукции и которое предопределяет общественную роль ее. Поэтому борьба за пролетарскую
идеологию, за марксистско-ленинскую теорию - в советском кино, выражающаяся в создании про
летарских кадров, в переводе на рельсы пролет, идеологии представителей промежуточных идеологических форм, за разоблачение и преодоление