ной их самопеределки, момент резкой диференциации т. н. попутнических кадров, — а таким моментом является сегодняшний день, •— более чем когда-либо вреден огульный подход к ним, смешение «попутчиков» с классовыми врагами, нетактичные, демагогические выпады против колеблющихся и медленно перестраивающихся.
Задача пролетарского ядра советской кинематографии, которое должно взять на себя руковод
ство дискуссией, состоит в том, чтобы, всячески помогая «попутчикам» и «союзникам» перестраиваться, раз’ясняя им необходимость более быстрого движения к пролетариату, решительно бо
роться со всевозможными проявлениями «антипопутнических» настроений и теорий.
На ряду с этим должно быть принято во внимание и то, что в среде кинопроизводственников имеется тенденция скрыться за политикой защиты перестраивающихся попутчиков и союзников именно для того, чтобы не перестраиваться, жить «спокойно», т-е. фактически уходить в лагерь классового врага.
Борьба с «антипопутническими» тенденциями не противоречит политике решительной критики мелкобуржуазной идеологии, а наоборот, выте
кает из нее. Нужно помнить, что пролетариат борется за представителей «промежуточных идеологических форм» именно потому, что они дол
жны перейти на его позиции, и сила, с которой его организации на фронте культуры оберегают
того или иного попутчика и союзника, находится
в прямой зависимости от того, сколь решительно . и быстро он переходит к пролетариату. Поэтому одной из основных задач дискуссии должна быть борьба со всеми, кто либерально относится к ошибкам попутчиков и смазывает необходимость критики их
и. Задачей борьбы на теоретическом фронте является также разоблачение документалистской теории, как теории вульгарно-материалисти
ческой, механической. , В этой борьбе необходимо использовать богатый опыт пролетарской литературы по линии разоблачения лефовских тео
рий и особенно фактографической теории. Однако необходимо одновременно помнить, что правиль
но организованная борьба с «документализмом
не есть борьба с документальной фильмой, а наоборот — защита ее в частности от тех, кто хочет видеть советскую кинематографию лишь, как кинематографию художественную. В соот
ветствии с этим должна рассматриваться и практика отдельных «документалистов», т.-е. их
реальный производственный путь, их ошибки и тенденции изжития или, наоборот, углубления этих ошибок.
12. Серьезной опасностью для плодотворного развития дискуссии, что можно было видеть не только на примере пролетарской литературы, но и уже на примере самого кино, являются попыт
ки уничтожить специфику творческой дискуссии в кино, вульгарно свести все к непосредственно политическим проблемам. Необходимо пом
нить, что такого рода тенденции бывают не только результатом примитивности теоретического мышления, непонимания или незнания той об
ласти, в которой идет дискуссия, механического перенесения опыта из других областей, но и формой маскировки для всяческого рода приспособленцев.
13. Задача пролетарского руководства дискуссии состоит наконец еще и в том, чтобы органи
чески связать теоретическую борьбу с практикой, с производственной работой кинопредприятий. В этих целях необходимо:
а) Стремиться к постановке творческих проблем на основе конкретного производственного материала (отдельные картины, отдельные твор
ческие фигуры, группы картин, творческие на
правления и т. д.). Такая задача выдвигает со-. вершенно отчетливую необходимость перестройки и решительного укрепления марксистско-ленинской работы в’ области кино.
б) (Связать дискуссию с работой по реконструкции кинопромышленности, в частности с проблемами организац. - экономического (планирова
ние, рационализация, стандартизация и т. п.) и технического характера (звуковое кино, цветное, стероскопия, телефизия, проблема широкой, узкой пдонки, суперэкрана и т. п.).
в) Развертывать конкретное обсуждение методологических проблем, диференцированно, по са
мостоятельным видам продукции, стремясь к скорейшей методологической эмансипации (но неполному конечно отрыву) друг от друга.
т) Подчинить всю дискуссию борьбе за выполнение промфинплана, той реальной программы производственных действий, которая должна быть одновременно л рабочей програмжбй строительства пролетарского кино.