Дискуссионный отдел

Техническое новаторство документальной фильмы

О чем мы спорили
Споры о путях развития и реорганизации кинопроизводства пока не пошли дальше стычек по отдельным злободневным вопросам. На почве этих стычек не могла, конечно, определиться ясная, выдержанная, партийная линия, без ко
торой невозможна действительная реорганизация кинопроизводства, совершенно необходимая на этапе развернутого наступления социализма по всему фронту.
Настала пора от локальных споров и голого декларирования перейти к выработке законченной системы взглядов, на почве серьезной кри
тики (и самокритики) отдельных высказываний и существующей терминологии.
Выдвигая кинометод документальной фильмы, мы никогда не защищали положения о том:, что этот метод должен стать единственным мето
дом кинематографии. Перегибы в отдельных высказываниях были вполне возможны, но они об’ясняются нездоровой атмосферой, в которой
до сего времени протекали споры. Вместо противопоставления нашим предложениям реорганизации кинопро
изводства каки х-л ибо иных ясных установок, вместо добросовестно и критики их по существу, наши противники шли по линии искажения выдвигаемых нами положений, не
останавливаясь перед немедленным деренесением споров на производство и применением организационных мер воздействия. Это только усиливало ненужную остроту споров.
Тяжелое положение советского кинопроизводства, ни в какой степени не справляющегося
с поставленными перед ним ответственными задачами быть активным участком социали
стической стройки, —должно заставить наших противников перейти к другим методам опора, (если вообще наша точка зрения вызывает возражения по существу).
Мы, со своей стороны, постараемся более ясно и законченно изложить эту точку зрения, чтобы облегчить нашим критикам возможность
от бесполезной борьбы с собственными из мышлениями перейти к обстоятельному разбору нашей установке IB кинопроизводстве.
2. Параллели с литературой
Уже много лет кинематография черпает свои кадры режиссеров и сценаристов из литературы и журналистики. Недавно был проведен «новый призыв» на руководящие посты в кинема
тографии, главным образом, из рядов РАПП. Эта живая связь с литературой (как раньше с театром) накладывает свой отпечаток на современные киноспоры.
Очень часто эти работники, пришедшие из литературы, при разрешении вопросов кинопроизводства механически применяют мерку явлений и событий, известных в литера
туре. По упрощенной аналогии с литературой очень быстро определяются «жанры», направления, течения и даже уклоны в кинематографии. Исходя из этой аналогии, строятся проек
ты реорганизации производства. Эти товарищи забывают при этом, что кино есть явле
ние техническое, что именно своей техникой кино отличается от всех других искусств.
Помещая в настоящем номере дискуссионные статьи тт. Ерофеева, Григорьева и Попова, редакция приглашает работников кинематографии и всех интересующихся обсуждением творческих вопросов, высказать на страницах журнала свое мнение, как по поводу проблем, затронутых в этих статьях, так и тех которые вытекают из публикуемой вместо передовой резолюции производственного совещания сценаристов.

В. ЕРОФЕЕВ