больше того, многие кинематографисты от литературы, совершенно не учитывая значения техники, склонны опять-таки механически разделять кинопроизведения на две части: «тех
ническую» и «идеологическую». От первой они отмахиваются, как от второстепенной в наше время, и расправляются с «идеологией» на осно
вании все той же аналогии с литературой. Этот «литературный» подход к кинематогра
фии кроет в себе большие опасности. Он грозит завести кинематографию, как промышленность, на ложный путь, грозит срывом давно назревшей реорганизации кинопроизводства.
Почему же мы возражаем против упрощенной аналогии с литературой? Да прежде всего потому, что все литературные произведениявсех видов, всех направлений — делаются при помощи одной и той же примитивной тех
ники—карандаша или ручки (технику размножения литературных произведений—ти
пографию, так же как технику размножения копий фильм—лабораторию, мы оставляем в стороне). Между тем фильмы производятся при помощи весьма сложной техники (еще более усложненной в звуковом кино) и притом при помощи различной техники для различного вида фильм (игровые, документальные, рисованные).
То же и по отношению к отдельным произведениям. Литератор в процессе работы связан только мерой своих знаний, своего мастерства и творческих способностей. Если он обладает всем этим, он может совершенно отчетливо написать то, что он хотел сказать. Режиссер филь
мы, кроме знаний, мастерства, творческих способностей, должен иметь соответствующую технику и условия производства, при помощи которых он оформляет свой замысел в производстве.
Есть немало фильм, правильно задуманных с точки зрения их политической и художественной установки, но неудачно выполненных. Причем не всегда эта неудача об’ясняется недостаточным мастерством, неумением режиссера.
Часто замысел режиссера неправильно перелагается на киноязык по причинам чисто технического и производственного порядка.
После сказанного, ясна ошибка товарищей от литературы, пытающихся перевести на киноязык литературные термины и определения.
В частности постоянно делается попытка «приравнять» документальную фильму к одному из течений или жанров в литературе. В лучшем случае ее сравнивают с очерком, в худшем — проводят аналогию с ЛЕФом. И то и другое, конечно, совершенно неверно.
3. Что такое документальная фильма?
Документальная фильма не является какимлибо «жанром», направлением или течением в искусстве, как это хотят представить наши кри
тики. Документальная фильма—это техническое новаторство в кинопроизводстве, новаторство по отношению к еще недавно безраздельно господ
ствовавшей в нем игровой, театральной фильме. Техническое новаторство документальной фильмы позволяет заме
нить инсценировку жизненных явлений, применяемую в игровой фильме (в ателье или на «натуре»)— с’емкой подлинной действигель и о с т и.
Родившись из хроники событий, документаль пая фильма в настоящее время далеко вышла из того понятия, которое до сих пор обнимает у нас слово «хроника». Основой технического новаторства документальной фильмы является особая, отличная от других видов кинопроизводства (игровой фильмы, рисованной) технология. Изобретательство, шедшее до линии усо
вершенствования и облегчения условий работы периодической хроники1 и научных фильм, ро вершенно переродило технические основы кино
производства. Вместо .малоподвижных штативных аппаратов появились легкие ручные автоматические камеры. Необыкновенно усовершенствована оптика, как в сторону увеличения светосилы об’ективов (возможность с’емкя в пло
хо освещенных местах), так и многократного приближения снимаемых об’ектов (телеоб ективы). Параллельно шло усовершенствование кинопленки, и ныне имеются сорта, позволяющие (с особо светосильной оптикой) снимать при обыкновенном вечернем освещении. Наконец, шло приспособление аппаратуры, применявшей
ся в игровой фильме к требованиям хр.оники,— выработан специальный подвижной штатив, выработан особый тип легкой передвижной осветительной аппаратуры, система связи между ос
ветителями, особая система освещения путем зеркал и т. д. Для целей исследовательской работы были сконструированы различные аппараты и приспособления, позволяющие документальной с’емке проникнуть за пределы видимо
го невооруженным глазом (микро и макро-с’емка, астрономическая кинос’емка) и даже разложить го невооруженным глазом (микро- и макрос’емка,
Все перечисленные и многие другие изобретения и усовершенствования в своей сумме дали
1 Аппаратура конструировалась главным образом за границей, т. к. мы не имеем своего собственного производства с’емочной аппаратуры и пленки. А в буржуазных условиях, по причинам, на которых ос
тановимся ниже, получил развитие только периодический вид документальной фильмы.