военное кино в я п о н и и

П. Атташева

...«Япония находится в небывалой для себя положении. Поднят красный флаг. Несмотря на все доказательства против
ного, нация пришла х поворотному пункту»—
Так писал в ноябре 1931 г. в передовой редактор и издатель японского киножурнала «Генчо рипортс» — О. Генчо. Что же произошло в японской кинеиатографии в 1931 г.?
Начнем с фактов, к сожалению, мало у нас известньгх. Яітсшия по количеству вьгпущеяных в 1930 г. фильм занимала первое место в мире. Капиталы, вложенные в крупнейшие кинофирмы, равнялись: «Ниюкатцу»—1 000 000 иен;
«Социку-Камату»—1 000 000 иен, «Той Кине»— 900 000 иен и т. д.
Появление звукового кино помогло японский кинокупцам вернуть японский кинорынок
в национальные руки: японский зритель устал от американских звуковых фильм. Японский зритель устал от чужого языка. Но и не только это. Японский зритель просто устал от плохих фильм, т. к. снижение качества аме
риканских фильм отмечают даже люди, за
нимающиеся прокатом этих фильм в Япокии. Японский зритель предпочел лучше немое, но свое.
Это очень устраивало кинофирмы, так как производство националъных фильм стоило на много дешевле проката иностранных. Каким
же образом достигалась эта дешевизна? Так называемой «рационализацией» производства, необычно низкими ставками и неограниченный рабочим днем. Наприм ер, в фирме «Никкатцу», выпустившей в 1930 г. 112 фильм, количество рабочих и служащих достигало все
го 858 чел. Из них: 268 актеров, 125 актрис и 21 режисеер (всего 414 чел., т. е. около
50% всего состава работников кинофабрики). В средней на режиссера приходится а год 5 фильм. Это — средняя для японского ре
жиссера норма. У «Социку» режиссерская норма еще выше — на 1412 чел. работников при
ходится: 182 актера, 123 актрисы и всего 15 режиссеров. Норма выработки режиссера в этой фирме — около 7—8 фильм в год.
Японский киноактер в средней в год снимается а 7—8 фильмая. Рабочий день почти не ограничен.
Таковы условия работы художественного персонала. Еще хуже условия работы техническое персонала.
Кризис и жестокие биржевые потрясения заставили кинопредпринимателей прибегнуть одновременно к сокращению штатов, к снижению зарплаты и к лихорадочному форсированию производства (до 9 фильм ежемесячно). Предприниматели хотели верить в то, что частая смена программы вернет зрителя. Но обнищавший зритель шел туго.
Падали акции. Понижалась цена на билеты, задерживалась выплата долгое, главный образом задерживалось жалованье служащим.
Но лихорадка работы продолжалась. Вместе с ней росло и недовольство.
Откормленные на солидных подачках журналисты предостерегали японский народ от «ошибок». Писали:
«Японская нация не ждет ничего хорошее от Лиги яаций. Но главное, что
беопокоит Японию,— это Китай. Китай— это потревоженное осиное гнездо. Никто не зиает, что может завтра произойти в Китае. При таком положении един
ственный путь для нас — это единое мнение, единый фронт против Китая».
За большими газетами повторяла слова об «ошибках» и едином мнении кинопресса. Но это не помогло. Одна за другой вспыхивают забастовки киноработников. Первыми заба
стовали работники фирмы «Макино кинема кайиша». Три месяца ждали уплаты жалованья и затем об’явили забастовку. Забастовка длилась три месяца. Фирма об’явила себя несо
стоятельной. Тут же была организована новая фирма, куда вошли « прежние руководители «Макино». Но1 бастуюшие зарплаты не получи
ли. Администрация об’явила, что она не имеет никакого отношения к прежней дирекции.
Затем вспыхнул ряд Забастовок среди слу. жащих кинотеатров. Бастовали механики, му
зыканты и «бенши» — японские киноконферансье. Особенно острые формы приняла за