М. Король

первые шаги

Красной армии нужны военноучебные фильмы, которые должны отвечать двум основным требованиям: во-первых, быть кинопособием в боевой подготовке, т. е. составлять неразрыв
ное целое вместе с различными программами боевой подготовки и, во-вторых, во-время попадать на экраны войсковых частей.
Своевременность является необходимым условием, так как цикл боевой подготовки так построен, что нарушать его или переносить совершенно невозможно. .
Вот два основных условия, которые пред’- являются к военноучебной фильме со стороны Красной армии.
1931 год является переломным в отношении производства военноучебных фильм. В течение предыдущих двух лет советская кинема
тография совершенно не обслуживала нужд Красной армии в отношении военноучебных фильм.
Если не считать несколько фильм, произведенных Госвоенкино, то 1931 год следует считать началом производства военноучебных
фильм. В 1931 году количественно задания по производству военноучебных фильм выполне
ны. Имеются и некоторые качественные достижения. Однако не следует себя обманывать,— нужно помнить, что сделали лишь первый шаг. Проблема качества стоит теперь перед военноучебной фильмой во весь рост.
Успех производства военноучебных фильм является результатом той связи, которая уста
новлена между кинематографией и Красной армией.
С одной стороны, советская кинематография нашла в своей среде нужных режиссеров, опе
раторов, сценаристов, отдавшихся с большим увлечением работе над военноучебной филь
мой, с другой стороны — Красная армия через управление боевой подготовки, через военных консультантов пришла на помощь кинематографии.
ДостаVочно отметить, что в качестве консультантов по военной фильме работают такие высококвалифицированные военные работники, как инспектор кавалерии т. Косогов, инспек
тор пехоты т. Василенко, и др. Преподаватель «Выстрела» т. Каплунов сам написал сценарий
по стрелковому делу и сам же консультировал режиссера Боголепова от начала с’емок до конца монтажа. Оба фильма получились методически грамотными и высоко квалифицированными в отношении кинематографическом.
На первых порах были большие трудности в нахождении общего языка между работниками Красной армии и кинематографии. Начиная с составления тематического плана, воен
ный работник, совершенно незнакомый с кинематографией, не умел кинематографически формулировать своих, задач. При прекрасном знании своего дела, при педагогическом опы
те— военный работник все же не знал, какие
элементы своей программы необходимо экранизировать ш как наилучше подои ги к созданию кинопособия для своих программ.
Еще хуже было с работниками кинематографии, которые не имели военной подготов
ки, не имели опыта в создании педагогической фильмы и, естественно, не всегда понимали
требования армии. Педагогическая и военная неграмотность давали себя сильно чувствовать. Тов. Боголепов — режиссер двух военно
учебных фильм по стрелковому делу понял, что для создания ценной фильмы для боевой подготовки необходимо самому овладеть стрелковым делом, ликвидировать свою стрел
ковую неграмотность. Он занялся изучением стрелкового дела и достиг успеха.
Отношение режиссеров к военноучебной фильме заслуживает особого внимания. От
дельные режиссеры, ставящие военноучебные
фильмы, смотрели на свою работу, как на трамплин, с которого можно будет прыгнуть в «царство» художественных фильм. Военно
учебная фильма таким режиссерам казалась занятием временным, мало стоющим. Режиссер-педагог, режиссер, работающий над со
зданием педагогических фильм, был большой новинкой. В процессе производства 1931 года .уже выработались кадры режиссеров, кото
рые поняли огромное значение военноучебной фильмы и закрепились на этом производстве.
Режиссер-педагог не меньшая величина в кинематографии, чем режиссер-художник. Режиссер-педагог должен занять свое достойное