Д. Вертов

чарли чаплин, гамбургские рабочие и приказы доктора вирта

Раньше, чем рассказать о масштабе и характере небывалого успеха, который имел «Эн
тузиазм» за границей, я хочу оговориться, что не нахожусь во власти «головокружения от успехов», что . не забываю о крупных недостатках фильмы, на которые мне некоторые товарищи правильно указали.
Я хочу лишь показать, что заграничная демонстрация «Энтузиазма», невзирая на недо
статки этой фильмы, имела для нас крупное революционное значение.
«Нотферорднуиг». Диктатура чрезвычайных декретов Гинденбурга, против которой под руководством германской коммунистической партии борется немецкий пролетариат.
Берлинская газета «Вельт ам Абенд» в статье «Первая жертва «Нортферорднунг» сооб
щает, что первым применением на практике этого чрезвычайного декрета было запреще
ние советской фильмы «Энтузиазм» (Вельт ам Абенд, № 236, 9 октября 31 г.).
С одной стороны фильма «Энтузиазм» была особой комиссией при министерстве внутренних дел признана „Künstlerisch wertfoll“, то есть ценным, как произведение искусства, что освобождало «Энтузиазм» от оплаты ввозного контингента.
С другой стороны то же Министерство внутренних дел в лице самого министра д-ра Вирта по политическим соображениям окончательно запретило показ фильмы даже на закрытых просмотрах.
Со статьей «Фильм-Диктатура» выступила «Франкфуртер Цейтунг». Со статьями «Господин Вирт показывает себя...», «Ответ д-ру Вирту» — выступил «Берлин ам Морген».
«Целый ряд газет и журналов и деятелей искусства заявил протест против этого запрещения и отметил исключи
тельное значение фильмы «Энтузиазм», как высокохудожественного произведения, являющегося вместе с тем экспери
ментальной работой, ча которой могут учиться все киноработники». (Киногазета, № 64, Москва, 26 ноября 31 г,).

Вот текст протеста:

1) Мы читаем в «Берлинер Верзенкурьер», что фильм «Энтузиазм» ценнее, чем сто обычных фильм для публики.
2) Мы читали в «Дейтше Альгемейне Цейтунг», что «фильм «Энтузиазм» превосходная симфония».
3) Мы читали в «Генеральанцейгер», что «от этого первого русского звукового фильма может научиться по край
ней мере дюжина немецких режиссеров и операторов».
4) Мы читали в газете «Дер Дейтше»,. что «художественная композиция картины «Энтузиазм» изумительна».
5) Мы читали в газете «Фольке Вахт» Бреслау, что фильм «Энтузиазм» — «грандиознейший показательный фильм для кинорежиссеров, когда-либо снятый», что «этот фильм приносит столько нового, что целое поколение режиссеров еще долго может по нему учиться».
6) Мы читаем в газете «8 Ур Абендблатт», что «этот полный энтузиазма фильм, рисующий энтузиазм воли рус
ских рабочих, бесконечно волнует и будит сознание».
7) Мы читали в газете «Ниеве Ротердамше курант, что «Энтузиаз» имеет «проламывающее значение для разви
тия звукового кино», «жестокий фильм, который об’являет войну кинопродукции всего мира» ...«он трубит результатами своих экспериментов всем кинорежиссерам мира в уши».
8) «Монтаг Морген» находит, что фильм «Энтузиазм» «по значению свое
му делает эпоху в науке о звуковом кино», что фильм «Энтузиазм» — «авангардная работа, полная побуждений и проблем, экспериментальная фильма, которую надо показать во всех киношколах, во всех специальных семина