хронике, могу говорить лишь об общем методе диалектического материализма.
3. Обратить особое внимание на полнокровное развитие треста хроникальных фильм и на повышение качества - этих фильм. Усилить производство фильм научных и учебных. Исключить из производства фильмы «типаж
ные» и актерские фильмы в хроникальной форме (так называемый «документализм»). Заставить режиссеров актерской фильмы снимать фильмы с актерами, а :не увлекаться за
имствованием лишь внешней манеры некоторых хроникальных фильм (так называемый «документализм»). Учесть опыт работни
ков «Киноправды», и «Киноглаза» и других бойцов за хронику и художественную фильму и привлечь их как к обучению новых кад
ров, так и к производству важнейших хроникальных фильм.
4. Считаю свою изолированность от московской кинообщественности, начиная с 1927 года, т. е. со дня административного (Трайнин) раз
грома киноглазовской группы, вынужденной и тягощусь ею. Именно эта оторванность и де
лает возможной попытку снять обвинения в «так называемом документализме» с типаж
ной кинематографии, рожденной Роомом, с «актерской хроники» Эйзенштейна и возло
жить это обвинение на работников хроникальной документальной фильмы, т. е. на непримиримых противников этого самого «документалиЗма». Необходимо тесно связаться с се
кретариатом АРРКа, с киносекцией МАППа как по линии выяснения этой новой термино
логической путаницы, так и по всем линиям общественной проверки и помощи в моей ра
боте над хроникальными фильмами. Помимо этого устанавливаю постоянную связь с одним из крупных о скове к и х заводов.
5. План второй пятилетки должен быть одновременно и общим сценарием (планом) для всего союзного кинопроизводства. Основные задачи пятилетки должны быть од«ов ременно и основными темами, которые следует распределить между производственными киногруп
пами. Работу по реализации этих квнотем нужно вести методом ударничества, на основе социалистического соревнования и выполнения шести условий т. Сталина.
6. Овладение методом диалектического материализма и его практическим применением в работе над хроникой, учебной и научной фильмой. Использование этого оружия для борьбы за основную политическую задачу второй пятилетки:
«окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов вообще,
полное уничтожение причин, порождающих классовые различия и эксплоатацию, и преодоление пережитков капита
лизма в экономике и сознании люден, превращение всего трудящегося населе
ния страны в сознательных и активных строителей бесклассового, социалистического общества».
7. Включение кинообщественности в разработку проблемы пятилетки вообще я не отделяю от включения кинообщественности в раз
работку. проблем кинопятилетки. Как я уже говорил в пункте 5-м, план второй пятилетки должен быть одновременно и общим планом для союзного кинопроизводства. Основные задачи пятилетки должны быть одновременно и основными темами, розданными для реали
зации авторам и ударным производственным бригадам (производственным группам), которые в свою очередь должны быть тесно свя
заны с кинообщественностью. Таким образом связь кинообществен-ности с производством должна быть непрерывной на всех этапах доведе
ния пятилетнего плана «до станка». Эта связь должна продолжаться по возможности в процессе производства и не прерываться по окон
чании фильмы и дискуссии по ней. Причем связь эта должна выражаться как в воспитательной работе (преодоление пережитков капитализма в сознании людей), так и в актив
ной помощи производственным группам (помощь требуется очень часто).
Свое личное участие я мыслю в тесной связи с ячейкой и общественностью кинофабрики и тех заводов, где будут происходить съемки, с секретариатом и секциями АРРКа. Поми
мо этого буду стремиться (я надеюсь, мне будет предоставлена эта возможность) продол
жать на страницах «Пролетарского киноборьбу за развитие хроники и хроникальной фильмы.

Иорис Ивенс

1. В Голландии я сделал звуковую производственно-пропагандистскую фильму о радиофабрике Филипса. В этой фильме я, конечно, не мог выразить свою идеологию. Фильма пользовалась огромным успехом в Голландии, 1 (ариже, Брюсселе и Лондоне. Для классовой борьбы эта фильма, конечно, не имеет никакого значения.
2. В 1932 году я работаю над сценарием о комсомоле. Я также сам являюсь режиссером этой фильмы. Фильма покажет работу и жизнь комсомола в последнем, четвертом году пяти