Д. Вертов

полная капитуляция

Николая Лебедева

Вынужден, к сожалению, оторваться от работы над ленинской фильмой, чтобы сделать не
сколько замечаний по поводу статьи Николая Лебедева «За пролетарскую кинопублицистику» («Литература и искусство» № 9—10 за 1931 г.).

В этой статье тов. Лебедев утверждает, что работа Вертова в области кинохроники начинается не 1918, как заявляет Вертов, а 1922 годом (1922—1924) и что, следователь
но, ни в 1918, ни в 1919, ни в 1920, ни в 1921 году Вертов над хроникой не работал.
«Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и пре
ступлением по должности» не согласна с тов. Лебедевым. В документе от 12/X1I 1918 г. за № 46726 ВЧК утверждает, что
«Инетруктору-оргаиизатору отдела кинохроники, Кинокомитета НКП Д. А. Вертову разрешается производить с’емки
в Бутырской тюрьме и в концентрационных лагерях г. Москвы и ее окрестно
стей» и что «ВЧК просит оказывать пред’явителю сего, Д. Вертову, всевозможное содействие».
Не согласен с тов. Лебедевым также Революционный военный совет юго-восточного фронта. В документе за № 1216 от 20 октября 1919 г. Реввоенсовет юго-восточного фронта, за подписью командующего армией тов. Шо
рина и члена Реввоенсовета тов. Трифонова утверждает, что
«Вертов Денис Аркадьевич, действительно состоит при Реввоенсовете юговосточного фронта руководителем кинематографических с’емок всех военных событий».
Это подтверждает и третий член Веввоевсовета тов. Смилга, который в документе от 11 октября 1919 года за № 1087 сообщает, что Вертов
«командируется в распоряжение командующего юговосточным фронтов тов
Шорина для с’емок в районе действующих армий, что подписью и приложением печати удостоверяется».
Не согласен с тов. Лебедевым и Фотокиноотдел НКП, который в документе от 3 .января 1920 года сообщает:
«руководитель военных с’емок при Реввоенсовете юго-восточного фронта тов. Вертов с 10 ноября по сие время (т. е. по 3 января 1920 года) состоял в распоряжении Фотокияоотдела НКП и рабо
тал по составлению военно-агитационных картин».
Не согласен с тов. Лебедевым и особо уполномоченный от Коминтерна по кинос’емкам III Конгресса Коммунистического Интернацио
нала, который в документе от 16 июня 1921 г. за № 222 сообщает, что Вертову
«поручено руководить работой передвижного кино, а также наблюдение за фото и киноработой на III Конгрессе Коминтерна, что подписью и приложением печати удостоверяется».
Больше сорока номеров еженедельной хроники «Кинонеделя», «Процесс казачьего пол
ковника Миронова», «Бой под Царицыным», «Годовщина революции», «История граждан
ской войны», «Сергий Радонежский», и т. д.— всего больше 60 длиннометражных и короткометражных хроникальных фильм Вертова, сделанных им до 1922 года—полностью опровергают голословные утверждения Николая Лебедева.
Мы в эти годы видим Вертова на разных фронтах гражданской войны, то в Ростове, то в Чугуеве, то на процессе Миронова, то в армии Шорина, то в партизанской армии Кожев
никова, то в бронепоезде под Луганском, то в речной флотилии Раскольникова, то в горящем поезде в астраханской степи. В этот период т. Вертов составляет множество хроникальных фильм, работает с передвижным ки
но, демонстрирует составленные им фильмы в только что отвоеванных Красной армией местностях, проводит киноанкеты среди рабо
чих, крестьян и красноармейцев, выступает с об’яенениями показываемых им фильм с крыш воетенолгитационных поездов и наконец про