М. Король

тематика красной армии

реконструктивного периода

Советский Союз любит свою Красную армию. Любой советский праздник, в котором принимает участие Красная армия, показыва
ет, с каким вниманием и любовью относятся широкие массы к Красной армии.
Посмотрите, как встречают рабочие манифестации свою Красную армию. Красноармейские казармы часто посещаются шефами, де
легациями. -В рабочих клубах красноармейские гости не редкое явление. Все это стало обыч
ным, настолько обычным, что перестало поражать. Что удивительного в том, что рабочие и колхозники любят свою Красную армию? Ведь это естественно. Трудящиеся Со
ветского Союза любят свои вооруженные силы, которые сами создают. Нам понятны мотивы этой любви. Мы даже знаем, что в Кра
сной армии ежегодно получают прекрасную военную й политическую подготовку согни тысяч рабоче-крестьянской молодежи. Мы знаем, что в этой удивительной армии, единственной во всем мире, существуют совершенно особые отношения между командиром и красноармейцем. Железная дисциплина сочетается с товарищескими отношениями. Мы знаем о самопожертвовании красноармейцев в борьбе с различными стихийными бедствиями: при пожарах, наводнениях, угрозах взрывов и т. д.
Стоит заглянуть в красноармейские газеты,
чтобы увидеть все многообразие и богатство жизни и учебы Красной армии, ее взаимоотношения с рабочими и колхозами.
Однако у нас нет ни ^дной картины о Красной армии реконструктивного периода. Был тематический план, были доклады, были призывы к авторам — ничего не помогло: картин нет. Отчего это? Существует довольно распространенный взгляд среди авторов, что невозможно писать художественного произведения о Красной армии реконструктивного пе
риода, что Красная армия не дает для этого нужного материала. Рассуждают так: в Красной армии мирного времени все регламенти
ровано, имеются уставы, положения, приказы. Все идет по расписанию, дисциплинированно. Где же тут драматургические конфликты для художественного произведения?
Такое представление о Красной армии показывает, насколько мало творческие кадры кинематографии знают Красную армию, но это никак не говорит о Красной армии. Эта точка зрения среди творческих кадров довольно живуча, несмотря на то, что открыто вы
сказывается редко. Только изредка, когда приступишь, что называется, с ножом к горлу к тому или иному автору, получишь стыдливый ответ:

— Я, знаете, лучше бы о басмачах...

Совершенно очевидно, что заклинаньями делу не поможешь. Голые призывы к авторам тоже ничего не дали и не дадут. Надо серьезно разобраться в причинах отсутствия картин и принять все меры, чтобы такие картины были.
Где кроются действительные причины отсутствия сценариев на темы о Красной армии реконструктивного периода?
Имеются две: первая — творческие кадры не знают Красной армии, и вторая — безусловная трудность этой тематики.
Если первая причина легко устранима, то вторая требует значительно больше усилий.
Можно командировать группу сценаристов в полк или батарею на неоколько месяцев — и люди познакомятся с Красной армией. Наконец у нас имеются писатели-локафовцы, которые знают Красную армию. С этой трудно
стью сравнительно легко можно справиться. Сложнее с особенностями этой тематики, которая пред’являет огромные требования к автору.
В любом художественном произведении, в котором трактуется героизм социалистическо
го строительства, ударничество, имеются об’- екты испытания для героев произведения. Борьба на Днепрострое, работа на моторе, в горячем цеху и т. д. Новое отношение к труду, рост социалистического сознания, рост но
вого человека — вот лейтмотив большинства таких произведений. Мы не может хвастать ни обилием таких произведений, ни их качест
вом. Но они все же имеются. Когда зритель видит, что люди напрягают все свои усилия,