Колхозная театральная новь. — Народные национальные театры Башкирии, Узбекистана, Туркмении, болгар, кумыков, карел, греков, калмыков.—Коллектив под руководством Ю. А. Завадского в Ростове-на-Дону.
Периферийная печать полна сообщений о работе районных колхозных театров. В Северном крае три колхозных театра за два года обслужили 250 000 зри
телей. Колхозный филиал театра им. Хамза за два месяца дал в районах Узбекистана 67 постановок, об
служив 252 колхоза и 37 сельсоветов. Спектакли Сосновского колхозного театра видели колхозники Рос
сошанского, Павловского, Борисоглебского и Моршанского районов Воронежской области. Иркутский колхозный театр летом работал в Усть-Каре Восточноси
бирского края. Мелекесский театр (Средняя Волга) с большим радушием был встречен в Старой Майне.
Нет края, начиная с западной границы Советского союза и кончая отдаленными областями на севере и во
стоке великой нашей страны, где бы в это лето не выросли и не укрепились профессиональные колхозные театры.
В репертуаре районных колхозных театров—Горький, Островский и лучшие пьесы советских драматур
гов. Воронежцы на показательных спектаклях Соснов
ското театра «были удивлены и аплодировали,— подчеркивает рецензент газеты «Коммуна», — потому что спектакли нравились им так же, как может быть нравились в свое время спектакли, виденные в более крупных и известных театрах».
В той же Воронежской области быстро окреп созданный в этом году Задонский театр. В Калининской
области пользуется заслуженным успехом Бежицкий колхозный театр. Роль новых районных центров ху
дожественной культуры не ограничивается показом спектаклей. Всюду, где работают колхозные театры, они влияют на развитие народного самодеятельного искусства, увеличивают опыт колхозных кружков, расширяют их репертуар, помогают разрешать их творческие задачи.
Воронежские областные руководители правильно оценили роль новых районных театров в повышении культурного уровня деревни. Секретарь Воронежского обкома т. Рябвнин не ограничился приветствиями и пожеланиями успеха колхозным театрам. Он поставил перед областным исполнительным комитетом практические задачи помощи театрам: облегчение их передвижения в районах на автомобилях, снабжение пе
редвижными динамомашинами и спецодеждой для актеров.
Во(ронежсиий пример т-ем более стоит подчеркнуть, что нередко районные организации относятся с пренебрежением к нуждам театров, отмахиваются от «пу
стых затей», якобы мешающих текущей хозяйственной работе. Бежецкий райисполком и райком партии до
пустили задержку зарплаты «а два месяца и устройство репетиций в помещениях, где температура достигала 16° мороза. Когда театральный коллектив направился по селам, оказалось, что ни сельсоветы, ни МТС не озаботились построить хотя бы простые сцены.. Такое же безразличное отношение к нуждам Бежецкого кол
хозного театра наблюдалось при его гастролях в Максатихинском районе. И после всех этих злоключений театрального коллектива (составленного из способной, учащейся в Москве молодежи) председатель Калинин
ского облисполкома тов. Иванов в особом обращении призывал молодой театр стать лучшим колхозным те
атром в Союзе. Не лучше ли, прежде чем выдвигать такую большую задачу, оказать театру необходимую Практическую помощь, как это сделали воронежцы?
Калининская газета «Сталинская молодежь», в связи с переездом Бежецкого театра в Бологое, пишет: «Кро
ме предоставления хорошего помещения для театра в самом Бологое, нужно уже сейчас приступить к строительству межколхозных базовых театральных пло
щадок. Такие площадки можно также с успехом обо
рудовать и в крупных колхозах». Все это правильно. Но тут же газета добавляет: «Надо определенно за
явить всем райисполкомам, что в районы, где не будут созданы элементарные условия для постановки спектаклей, театр выезжать не будет». Иные районные руководители этому только и обрадуются. Но не обра
дуются колхозники, которые пострадают из-за нера
дивости районных работников. Областные организации могут и должны заставить районы итти навстречу колхозным театрам.
Прекрасный пример подлинной помощи колхозному театру показывает социалистическая столица. Москов
ский комитет партии и первый секретарь его тов. Хру
щев заботятся не только о внимательном отношении районов к колхозным театрам. Выращиваются новые силы для колхозного театра из самих колхозников. Москва создала колхозную театральную школу. Вот что о ней сообщает «Колхозная газета»:
«Полгода назад они приехали в столицу для того, чтобы на областной олимпиаде художественной самодеятельности показать Москве образцы народного искусства, рожденного и расцветшего в колхозной деревне. Они пели, плясали, танцевали.
Олимпиада выявила их одаренность, их таланты. Они остались в столице учиться, совершенствовать свои знания и технику.
Москва окружила их, детей народа, чуткой заботой, вниманием и любовью. Для них, 24 колхозников и колхозниц, был отведен один из лучших особняков города. Их учили заслуженные артисты республики: Орлов, Богданова, Лебедев и другие. Для них была создана первая и единственная в мире театральная школа колхозной молодежи.
15 июля школа закончила первый учебный год. Все основные предметы —техника речи, грим, ритмика, танец — студентами усвоены хорошо. Четверо—Клава Боровикова, Дуся Маркина, Сеня Кудинов и Митя Михеев—сдали зачеты на «отлично» и получили грамоты».
Высокую оценку дало правительство СССР Киевской опере и украинскому народному творчеству. И всюду,
где этим летом гастролировали украинские театры, советский зритель очень тепло встречал - работников искусства братской Украины.
В Баку с большим успехом прошли гастроли Сталинского театра. Газета «Вышка», не ограничиваясь от
четами рецензентов, помещает очень теплые отзывы командиров Красной армии, студентов и рабочих. «Большевистский путь» в Вязьме отмечает полноценность спектаклей Украинского музыкально-драматического театра. Такую же оценку встретила в Курске Ук
раинская музыкальная комедия. Горячо приветствовала пролетарская Тула Запорожский театр им. Заньковецкой. «Красная газета» в отчете о спектаклях украинского театра, им.. Шевченко, пишет, что в поставленных

КОНЕЦ

ТЕАТРАЛЬНОЙ ГЛУХОМАНИИ

X. н.