ПО СЦЕНАМ

СОВЕТСКОЙ страны

СОВРЕМЕННИК
Странный обоз. — 241 передвижной колхозный театр.—Театр вместо церкви.—Первые места старикам.—Театр колхозной молодежи.—Городские театры в колхозах,—Досадные недоразумениА.—„Борис Годунов1 в селе Глиницевском.—Мало! Мало!—„Неоплаченный счет“.—„Доволен ли зритель .— Директор-„оптовик“ и режиссер- „болтун . — Начало дискуссии на периферии.
«Морозный ветерок взъерошил лохматые конские гривы и пошел колесом по широкому полю, подымая колючую снежную пыль. Обоз далеко растянулсА. Странный обоз. На широких санях сидят и полулежат молодые люди в желтых дубленых полушубках, в серых подшитых валенках, в лохматых ушастых шапках.
...Вот уже скоро месяц кочует странный обоз от одного селения к другому. И везде —- неизменный радушный прием... и трогательные проводы».
Так описывает горько;вская «Ленинская смена» путешествие Третьего краевого колхозного театра, и про
стые строки эти можно поставить эпиграфом к еще не написанному рассказу об огромном и мощном движении, которое идет в этом году по всей стране и ко
торое знаменует в истории советской культуры новый и важный этап.
Тов. В. Межлаук на последней сессии ЦИК СССР в докладе о народно-хозяйственном плане текущего года указал, что по СССР «число театральных трупп увели
чивается в 1936 г. до 711 против 690 в 1933 году; в этом числе 241 труппа в колхозной деревне в передвижных театрах. Число платных зрителей предположи
тельно составит в 1934 году 860 млн. против 714 млн. в 1935 году».
В театр пришел, в подлинном смысле слова, советский народ, зажиточный, культурно растущий трудовой народ. То, о чем некогда мечтал в области театра великий Ромэн Роллан, стало фактом, но на иной, выс
шей идейной основе, в невиданных масштабах, не как предприятие группки интеллигентов, а как могучее го
сударственное мероприятие, конкретным выражением которого явилось движение театра в массы и движение самих масс в театр.
«В 1935 году,—рассказывает на страницах газеты «Большевик» заведующий сектором искусств Наркомпроса Республики немцев Поволжья,—-у, нас были два колхозно-совхозных передвижных театра: немецкий в Марксштадте и русский в Красном Куте. Оба эти театра работали над малыми формами. Само собой разу
меется, что два театра никак не могли удовлетворить возросших культурных потребностей рабочих совхозов и колхозников. Поэтому предполагалась организация третьего колхозно-совхозного передвижного театра к 1 января 1936 г. К этому же времени нужно было пере
вести оба существующие театра на большие спектакли. Однако, уровень наших советских зрителей и их тре
бования настолько возросли, что необходимо было уже в 1935 году создать еще один театр. Так это и было сделано...»
Но и этого оказалось мало. «Сейчас унтервальденские кантонные организации ставят вопрос об организации и у них колхозно-совхозного театра».
И так во всей стране.
«Жители селения Ногир,—-сообщает «Пролетарий Осетии»,— организует массовый поход в город на постановку Судьбы в осетинском театре.
В Бежецке «больше полумесяца идет пьеса Корнейчука Платон Кречет в исполнении коллектива артистов колхозного театра. Каждый день зрительный зал переполнен до отказа. Спектакль приезжают смотреть целые колхозы, причем отдаленные от горда.
2 января из Константиновского и Филиппковского сельсоветов на 65 лошадях приехало более 300 колхозников» («Знамя коммуны»).
На спектаклях Мелекесокого (Куйбышевский край) совхозно-колхозного театра «все четыре дня клуб был переполнен. Спектакль Шестеро любимых был целиком
закуплен колхозами «Свобода», «Новая волна» и «Красная Волга».
«В Крыму уже несколько лет успешно работает еврейский колхозный театр. Он заслуженно пользуется любовью в еврейских колхозах Крыма» («Красный Крым»),
В Сталинском сельсовете Кокандского района (Узбекистан) организован театр из колхозников и колхозниц. В репертуаре театра четыре инсценировки и концерт
ные номера. Артистка-комсомолка Шарпаттой Таджибаева славится по всему Кокандскому району, как лучшая танцовщица.
«Еще совсем недавно ни в Сосновке,— пишет воронежская «Коммуна»,— ни в окружающих этот районный центр селах не было ни одного мало-мальски со
лидного культурного учреждения, ни одного театра, кинематографа... 18 января в Сосновке... радостный
день. Торжественно открывается колхозный театр... Под новый театр переоборудовано и приспособлено большое здание церкви. В зрительном зале — 450 мест».
25 мая 1925 года на V Всесоюзном съезде работников искусств т. М. И. Калинин рассказал (об одной своей беседе с Лениным:
«Помню, было это лет пять назад. Я был на квартире у Владимира Ильича, и мы разговорились о том, чем
заменить религию. Владимир Ильич мыслил так, что пожалуй, кроме театра, нет ни одного института, ни одного органа, которым могли бы заменить рели
гию. Ведь мало религию уничтожить и тем освободить человечество совершенно от страшнейших пут религи
озности, надо религию эту чем-нибудь заменить; и т. Ленин говорит, что место религии заступит театр. Отсюда видно, какое огромное значение придавал Владимир Ильич театру».
И вот оно пришло, это время, когда церкви переоборудуются, в театры и когда театр прочно входит в быт, как постоянная культурная потребность широчайших масс.
«Характерная особенность нашей революции,— говорил т. Сталин на Всесоюзном совещании стахановцев,—
состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни».
Мы вступили в полосу изживания противоположности между городом и деревней на базе культурно-технического подъема последней. Бурный рост количества кол
хозных театров наряду с развитием художественной самодеятельности колхозных масс,— еще одно тому доказательство.
Что же показывает колхозный театр своему зрителю? Мы еще не располагаем достаточными данными о ху
дожественных качествах этого театра, но репертуар
ею,— и это отраднейший факт,— в основном ничем не отличается от репертуара любого городского театра. Первое место занимают пьесы М. Горького—Враги, Последние, Васса Железнова, Мещане, затем идут — Платон Кречет, Поднятая целина, Шестеро любимых, Чу
десный сплав, Дальняя дорога, Продолжение следует. Из классики — Островский (Гроза, Свои люди — сочтемся) и Шиллер (Коварство и любовь).
«Сельские советы, — рассказывает «Великорусская правда» (Калининская область), — умело организуют зрителА. Колхозники, в первую очередь стахановцы социалистических полей, получают от правлений колхо
зов билеты в театр. Приезжают смотреть спектакли на колхозных лошадях за пять, за десять километров. Каждый вечер около сельского клуба-театра можно