К числу псендо-реконструктивных тенденций относятся также такие явления, в которых труд
ности не преодолеваются, а замазываются или обходятся. Линия наименьшего сопротивления в форме «ультрарадикализма» по форме—наиболее последовательная реконстру.кция, по существу же—топтание на месте, трусливое увиливание от действительных трудностей.
Неоколько месяцев тому чазад один из директоров кинофабрик выдвигая «радикальное
предложение по реорганизации сценарного дела. Ол предлагая дело заготовки сценаряез передать авторским организациям (напр., Всероскомдраму) и перейти на систему «гендоговоров» : фабрика закліочает такой доіговор с. авторским об’едине
нием и все свое внимание сосредоточивает на «непосредственно-производственной» работе. В дальнейшем это предложение было «развито» и перед~ созывай Всесоюзною сценарного совещания вылилось в проект создания опециальной фабрики сценариев. Оовещание без всякого сопротивления похоронило эту идею, но она оказа
лась живучей. Проект сценарной фабрики был вновь выдвинут на производственном совещании московской об’единенной фабрики Союзкино, при
чем нашел довольно многочислепных защитников. Характерно между прочим, что сторонники и противники делились так: к первый принадле

жали работники административного, планово-экономического труда, ко вторым — работники

с’емочных бригад (исключая некоторых директоров бригад).

На первый взгляд атредложение «реконструктивное» — почему бы и в кино не использовать систему «гендоговоров», почему бы не специали
зировать производство: в одном месте (фабрика сценариев) производство «сырья», в другом (ки
нофабрики) — производство готовою фабриката. Почему например фабрика пленки или аппара
туры существуют отдельно от кинофабрикй, а сценарная не может? Приводились и такие «ар
гументы»: кинопромышленность не может зависеть от сценаристов-кустарей (одиночек), их тоже надо организовать в промышленную, фабричную систему.
Да, сценарист — кустарь-одиночка, но он потому так работает, что у него нет своего производственного места на кинофабряке, он оторван от нее, фабрика не позаботилась вовлечь его в нормальный производственный процеос. И вот вместо того, чтобы сделать сценариста непосредст

венный участником производственною. процесса, включить его в штат с’емочной бригады, а это

единственно правильный споеоб решения сценарной проблемы, товарищи, ратующие за сценарную фабрику, окончательно отгораживают кинофабрику от сценариста. Кто
в таких условиях вахочет работать? Да и как можно из общей производственной цепи выбра
сывать основное звено — сценарную работу, звено, от которо-го в очень значительной море зависит качество продукции? Задача состоит в обратной, в вовлечении сценаристов в повседнев

ную работу фабрики, в довышении удельного веса сценаристов на фабржке.

Не случайно сторонниками фабрики сценариев являются по преимуществу работники адмилистративяого и дланово-экононического труда.
Сценарий — одно из самых «узких мест» в кинопроизводство. Здесь зарождаются прорывы промфинплана, здесь в болыішнстве случаев и рождается будущий производственный брак. Легче всего свалить работу по преодолению этой трудности на чужиѳ плечи, на фабрику сценариев. Ведъ тогда остается только заключать договора с нею и получать в случае несвыполнения компенсацию, предусмотренную хозрасчетом. Однако кому неясно, что это — увиливание от трудностей, т. е. оппортунистический подход к делу.
Проект фабрики сценариев, как и некоторые другие предложения, показывает, что в лроцессе реконструкции кинопромышленности возникла опасность уничтожения специфики кино
производства. Кинопроизводство раесматривается лишь как процесс создания материальных ценностей, забывается) что оно одновременно является идеологической надстройкой, которой присущи определенные особенности, создающие качественно-отличные от процесса материального произ
водства методы и формы труда. Между тем забвение этого обстоятельства уннчтожает вся
кую возможность правильно понять, почему же все-такп кино — отрасль промышленности, и как реально можно продвинуть кино ра передо

вые лилии ооциалистической промышленности.

Необходимо поэтому решительно ударить по тенденции, стирающей грани между кино и другими отрас

лями промышлености, но тенденции

механического переноса опыта из области хотя бы передовых отраслей индустрии в кинопромышленность.
Проект фабрики сценариев стоит впиматш еще и потому, что в нем заложена прямая недооценка труда творчески работников. И это тоже не случайность для некоторых админисграторов, руководителей кивопредирлягий. Поставленные перед необходимостью жесткою вьгаолнения промфинплана, «регулируемые рублей», подстегиваемые заботой о скорейшем превращении кинофаб
рики в подлинную ооциалистическуго фабрику,
они подчас совершенно забывают о еззоих функциях по лшши идейною руководства, идейно-воопи