5 6

ежемесячный журнал ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. ПУ
ДОВКИНА, В. СУТЫРИНА, Ф. ЭРМЛЕРА и К. ЮНОВА.

ПРОЛЕТАРСКОЕ

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

кино

орган

А Р Р К

Г1СС0ЦИАЦИИ I АБОТНИКОВ I ЕВОЛЮЦИОННОИ 11ИНЕМАТ0ГРАФИИ ГИХЛ 1931

В чем же дело?

Звуковое кино является мощным орудием социалистического строительства...
— Это нам давным-давно известно, — резонно скажет читатель, — об этом тысячи раз говори
лось и писалось, но мы этого не ощущаем, не убеждаемся в мощи звукового кино на практике, потому что для нас, для десятков миллионов гра
ждан СССР, звуковое кино—вещь еще не еуще_ ствующая.
Положение звукового кино в СССР крайне неблагоприятное. Отстав в этой области от капита
листической заграницы по меньшей мере на три года, мы не сумели надлежащими темпами...
— И об этом мы слышали тысячи раз, — говорит читатель, — в чем же дело, почему мы топчемся на одном и том же месте?
История подготовки к печати данного номера нашего журнала, посвященного, как видит читатель, целиком проблеме советского звукового ки
но, материалы, помещенные в номере, довольно ярко рисуют толожение дел и дают нам воз
можность в известной мере ответить на вопрос «в чем же дело?». Поэтому нам кажется вполне законной передовица, рассказывающая о работе редакции над 5—6 номером и подвергающая кри
тической оценке заключенные в нем статьи и заметки.
По первоначальному плану редакции один из основных разделов номера должен был быть посвящен вопросу проката, вернее, всем тем вопро
сам, которые связаны со звуковой кинофикацией Советского союза. Этот раздел в плане был условно озаглавлен — «Прокат как тормоз производ
ства», и уже по одному заголовку читатель может судить о том, КАКОЕ значение придавала редакция проблеме производства звуковой воспроизводящей аппаратуры и установки в кинематографической сети, в самом деле, при отсутствии звуковоспроизводящей аппаратуры (хотя бы в мас
штабе нескольких сот проекторов) не только нелепо говорить о том, что звуковое кино у нас уже существует, но и крайне опасно в сколько-нибудь серьезных размерах ставить само производство звуковых кинокартин. Ведь ясно, что в условиях сильного сокращения в этом году (из-за нехватки сырья — пленки) производственной программы мобилизации средств для форсированного строи* тельства предприятий, предназначенных для изготовления пленки и аппаратуры, тратить валют
ное сырье, загружать имеющуюся аппаратуру, расходовать миллионы рублей на производство картин, которые увидит ничтожное количество зрителей — буквально преступление. Скольконибудь значительное по количеству поризводство звуковых кинокартин можно организовывать только в том случае, соли имеется соответствующая возможность их потребления, т. е. достаточ
но разветвленная сеть звуковоспроизводящих установок.
Могут сказать, что производство не должно дожидаться того момента, когда будут изготовлены и установлены хотя бы первые сотни звуковых проекторов, так как в подобном случае эти про
екторы, стоящие, кстати сказать, очень дорого, сказались бы бездействующими, по меньшей мере 6—8 месяцев, а то и год, пока кинофабрики вы
пустили Оы первую партию звуковой продукции. Но мы и не предлагаем этого. Говоря о возмож
ности потребления, как непременного условия
для приступа к массовому изготовлению картин, мы имеем в виду плановую возможность. Произ
водство конечно не должно ждать до тех пор, пока проекторы не будут поставлены в кинотеатрах и других к и ноэу д и тор иях, вполне достаточ
но, если производство будет знать, что к такомуто сроку и в таком-то количестве промышленность, изготовляющая звуковую аппаратуру, выпустит звукопрсекторы.