С. Эйзенштейн

„одолжайтесь“!

Очень меня расстраивают разговоры о «развлекательности» и «занимательности»...
Потратив не мало трудов в деле «увлеченияи «вовлечения» аудиторий в единый порыв об
щего захвата, мне в... «развлечении» слышится что-то противоположное, чуждое и враждебное.
Когда же говорят, что фильма должна «занимать», мне она чудится идущей... «одолжаться».
Причем в манере, достойной угощения Ивана Ивановича Перерепенко, который «если -попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет, языком крышку табакерки, потом щелк
нет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь, мой, об одолжении?». Если же незнако
мы, то: «Смею ли просить, государь мой, не
имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?»
Я стою за Довгочхуна. Ивана Никифоровича.
За короткое: «Одолжайтесь».
И «одолжать» должна картина, а не «занимать» Захватывать, а не развлекать.
Снабжать аудиторию зарядкой, а не транжирить энергию, принесенную зрителем с собой.
«Занимать» совсем не такой невЦнный термин: под ним очень конкретный действенный процесс.
И захват в первую очередь, конечно, должны иметь в виду эти указания я разговоры.
А развлекательность и занимательность следует понимать именно так, лишь как количе
ственное облегчение внутри самой тематики, но
\
ника-к не качественное.
Пока у нас были захватывающие картины, не говорили о занимательности.
Скучать не успевали.
Но затем захват куда-то потерялся.
Потерялось умение строить захватывающие вещи. И заговорили о вещах развлекательных.
Между тем не осуществить второго, не владея методом первого.
Многими лозунг в сторону развлекательности воспринимается как, позволительность некоего «нэпачееша», в наихудшем смысле его
извращенного понимания по отношению к идеологическим предпосылкам наших картин.
Мы снова должны овладеть методом, директивное указание воплощать в волнующие произведения.
Никто нам в этом ев- поможет. Надо самим.
О том, как это делается и как мы собираемся это делать, я и хочу сказать.
Реабилитировать идеологическую тгредпо- . сылку не как нечто, извне привносимое «в уго
ду Репертко-му», а как основную живительную силу, оплодотворяющую наиболее увлекательную часть режиссерского творчества — режиссерскую «трактовку». Вот задача данной статьи.
И по совершенно конкретному -п-оходу,— а именно в связи с постановкой учебного дела на третьем, выпускном курсе режиссерского факультета ГИК, где по учебной программе студентам надо выходить на творческое овладение режиссерской работой.
Талмудисты метода —• ученые поре-марксиды, — ругайте меня, но к этой теме и к учебе
я хочу -подойти запросто, по-бытовому, «п-о-ра-- бочему».
Все равно никто конкретно пока не знает, как этим овладеть.
Прячась за ученые цитаты или не прячась. Сам я достаточно долго, -годами мучился о некоей сверхестественности, превышающей здравый смысл и человеческое разумение, не
обходимых, якобы, для постижения «Удольфских тайн» режиссерского творчества.
Раз’ять музыку режиссерского творчества!
Ра-з’ять, но не как труп -музыку творчества режиссера —• вот над чем нам- придется работать с выпускниками ЛИКа.
К этому мы подойдем запросто и не с позиций предвзятых схоластических методов.
И не на трупах отживших произведений будем мы наблюдать процессы становления произведений. , ^
«Анатомический театр» и диссещионный зал наименее подходящий полигон для изучения театра,
Изучение же кино должно итти неразрывно с изучением театра.
Стр-оить кинематографию, исходя из «идеи кинематографа» и отвлеченных принципов, дико и нелепо, Только из критического сопостаз