И стоит зрителю увидеть, что тот или иной герой только выглядит не так, как рисуется он в литературном произведении, и, этого Достаточно, чтобы вызвать у зрителя разочарование. Новые же ситуации, поступки героев, но
вые события, не связанные с литературным про. изведением, бесспорно действует отталкивающе на зрителя, читавшего литературное произведение, и вызывает ту неудовлетворенность, кото
рую мы оцениваем как успех или неуспех произведения искусства.
Виктор Шкловский на одном из диспутов по картине «Капитанская дочка», говоря о популя
ризующем значении кино для литературы, ут
верждал, что к литературному произведению основная масса зрителей обращается лишь пос
ле просмотра картины. Этот аргумент, будь он даже действителен, ни в какой степени не может оправдать искажение кинематографом ли
тературного произведения. Основная задача кинематографа — донести До сознания зрителя средствами кино те иДеи, которые заложены в литературном произведении, а не надеяться на то, что зритель недосмотренное в кино дочитает в книге. Зритель не хочет быть обману
тым. Он хочет видеть то, что ему обещают. И это требование зрителя заствляет нас учиты
вать вторую сторону вопроса. Так точно, как отсебятина раздражает зрителя, мешает правильному восприятию экранизированного произведения в его основной идее, так и обход в кино; основных, зачастую узловых, моментов литературного произведения создает отрица
тельное впечатление незаконченности, нополиоты произведения кино, поставленного по литературному произведению.
( Вопрос о рамках, границах использования литературного произведения не может быть разрешен только общими разговорами о сохранении иДеи литературного произведения и ра
скрытии тенденций автора. Этот вопрос связан с такими проблемами, как стиль, язык, жанр, трактовка образа литературного и кинематографического произведения.
Намереваясь решать все эти вопросы на конкретном материале произведений А. М. Горько
го, уже экранизированных, а также подлежа, щих экранизации, нужно сейчас же учесть одно
из важнейших соображений, которое приводит творческих работников кино к отступлению от литературных произведений.
Этим основным соображением часто является стремление осовременить, сделать более ак
туальным в кино литературное произведение. Под это очень основательное соображение подводится специфика кино, его большая массо
вость и Действенность, в отличие от литературы. Допуская серьезность такого аргумента, как большая массовость, нужно сказать: тем большая ответственность ложится на кинематограф, тем более правильно кинематограф должен передать массовому зрителю иДеи, заложенные в литературном произведении.
Однако, за всеми разговорами об актуальности скрывается или неправильное, вульгарное представление об актуальности, или попытка оп
равдать свою творческую беспомощность перед решением стоящих в литературном произведении задач средствами кинематографа.
Актуальность произведения решается классовой направленностью, глубиною и характером тех идей, которые заложены в художественном произведении.
И если произведение не отвечает этому основному требованию, то никакими поверхностными Добавлениями; и отсебятиной актуаль
ность произведения повышена не будет. Во всех таких случаях произведение теряет свою цельность, и дополнения автора кино во имя так называемой актуальности не только не до
стигают своей цели, но в большинстве случаев сводят на-нет тот положительный художествен
ный материал, который Достаточно продуманно и глубоко Дан автором литературного произведения.
Актуальность произведения увеличивается только за счет углубления идеи, заложенной в литературном произведении, но обязательно в пределах материала, трактуемого литературным произведением. Большинство литературных про извеДений А. М. Горького актуальны по своей классовой направленности, по идее, в них зало
женной, по проблемам, выдвигаемым писателем. Каждое литературное произведение написано под влиянием тех исторических событий, какие оазвертывалиСь перед лицом писателя, участником которых он зачастую являлся сам. На слож
ные вопросы, волновавшие лучшие умы освободительного Движения рабочего класса, писатель отвечает в своих литературных произведе
ниях литературная деятельность Горького —
это борьба выдающегося писателя пролетариата за утвержден нерабочего класса, обличение капитализма и его выдыхающихся пресмыкателей, разоблачение всей гнили, пошлости и мерзости буржуазной «культуры».
Для того, чтобы в каждом рассказе Горького (даже самом раннем) все это понять, нужно обязательно представить себе то время, когда литературное произведение рождалось, те ведущие идеи, какими жил класс-эксплоататор того