времени. Нужно учитывать положение и умонастрение класса эксплоатируемого, представлять себе резервы этого класса и ту базу, от
куда эти резервы поступали. Только тогда и можно понять всю идейную глубину произведений Горького — актуальность этих произведений в нашей сегодняшней борьбе с классо
вым врагом, международным империализмом, в борьбе за социализм.

Произведения А. М. Горького на экране

„Каин и Артем“
Петров-Бытов попытался экранизировать один из ярчайших рассказов Горького «Каин и
Артем». Этот рассказ был написан в 1898 г. и представляет собою такое литературйое про
изведение, в котором художник рисует один из типичных уголков старой Руси — Волги, — где капитализм ядовито раз’ел человечество^ раз
вратил женщин, не пощадил детей, превратив людей в груду червей этой «Шиханы», «м:естно
сти, где отложилась городская голь и рвань, разные «забракованные люди». Там даже
солнце, точно боясь осквернить свои лучи грязью, только ранним утром осторожно и ненадолго заглядывало в эту улицу...
Однако, Горький, раскрывая всю мерзость торгашеского мещанства, даже здесь дышал полною грудью тем горьковским оптимизмом, благодаря которому была видна перспектива роста и победы молодого класса — пролетариата.
В этой груде «забракованных людей» Горький видел расслоение, кристаллизацию людей старой России. Путь этого расслоения изви
лист и многообразен. Разные люди по-разному идут по нему. Горький в этом рассказе как бы разделил людей на обреченных, впереди кото
рых беспросветность, тьма, мрак и гибель в об’ятиях ими же нарождаемой «жизни», и на людей, у которых нет такой «жизни», но спо
собных превозмочь всю тяжесть этого «мира», который не бесконечен и за которым найдется настоящая человеческая жизнь.
Поэтому Артем, хотя и преставитель «забракованных людей», хотя и одержим тягчай
шим пороком вместе со всеми обитателями Шиханы, но является все же светлым и радост
ным пятном в этой куче червей, именуемых людьми.
Артем Держит верный курс. Но этот «курсочень своеобразен, как своеобразен Артем-человек, рожденный на стыке типичных условий русской действительности. «Прямо перед собой
Кадр из фильмы „Каин и Артем“. Режиссер Петров-Бытов
он видел реку, за ней, вплоть до горизонта, широко расстилались луга, кое-где на их ров
ном зеленом ковре лежали серые пятна — эго деревни. Там — всегда тихо, ясно, зелено... А повернув голову влево, он видел свою улицу — от начала до конца, в ней кипела шумная жизнь...»
Артем ушел оттуда, где «тихо, ясно и зелено», и не пришел, по примеру большинства обитателей Шиханы, в «темную суету». Артеманархист, бунтующий против заведенной «жиз
ни», но еще не нащупавший пути к другой, настоящей жизни. И Горький, видит, как этот человек, исключительный по здор<№ыо и силе, анархически бунтует против сложившихся обычаев и «порядков» Шиханы. И его бунд, идущий от здоровья и силы, принесенной от яс
ной и зеленой тиши, к которой нет возврата, лучше, здоровее и радостнее всей остальной «темной суеты» Шиханы. В бунте Артема, демонстрируемом в его «выходах», нащупывает
ся новый путь нового человека, шагающего и через такие болота, как Шихана.
И читатель рассказа «Каин и Артем» чувствует это новое в Артеме под конец рассказа.
Освобождаясь от Слова, данного Каину, читатель видит в Артеме обновленного человека. Это не образ даже малосознательного рабочего. Артем — крестьянствующий бунтарь, анар