речь, когда мы говорим об «унйчтожетш» попутчиков. Легко видеть, что всякие попытки «сохранить» попутчика, продлить его существование враждебны установкам партии. За
дача состоит в том, чтобы всемерно ускорить процесс идейного перевооружения попутничества, задача состоит в том, чтобы помочь попутчику как можно быстрее разделаться со своими сомнениями, колебаниями и ошибками. По
этому «теории» права на ошибки должна быть об’явлена самая решительная борьба. Необхо
димо понять, что при всей своей, внешней доброжелательности по отношению к попутчи
кам такого рода «теория» является антипопутническим и буржуазный строем мыслей.
Попутчик, оставаясь попутчиком, обязательно дает попутническую продукцию. Это рассѵждение многим кажется столь же неопро
вержимый, как дважды два четыре. Между тем и здесь мы сталкиваемся с неправильный
поииманием дѣйствительной) положения вещей. Забывается такая «мелочь», как социалистический характер нашего кинопроизводства, за
бывается такая «мелочь», как ведущая роль пролетариата в нашей стране. Ведь кинемато
графический работник ведет свою творческую работу в коллективѣ — под коммунистический руководством, в условиях массовой пролетар
ской критики. При всем этом попутчик может
создать произведение, более близкое пролетариату, чем если бы он, попутчик, работал изолированно, в одиюочку и втихомолку. При правильной организации производственной ра
боты на фабрике, при доброкачественной руководстве, при соответствующем обществен
ной внимании, ковтроле и помощи наши творческие кадры могли бы давать продукцию, опережающую процесс их внутренней индивидуальной идейной перестройки. Вся беда со
стоит в том, что мы еще не сумели наладить доброкачественгэог о руководства, коллективной работы над фильмой, не окружили эту работу достаточный общественный вниманием. Больше того, нередко среди руководящих кадров кинематографии мы встречаемся со взглядами и настроениями, тормозящими перестрой
ку попутчика. Рассуждают: ов — попутчик, с
него многого спрашивать нельзя; в сценарии, кзртике есть ошибки, но ведь автор — по
путчик, ему свойственно ошибаться. На основе этих рассуждений рождается оппортунистическая практика пуска в производство «недо
статочно» идеологически выдержанных сценарйев, выпуска на экран «недостаточно» идеологически выдержанных картин, а критике говорят: чего вы хотите? — в кинематографии подавляющая часть кадров — попутчики.
Задача руководства состоит в том, чтобы не оставлять ни одной ошибки неисправлевной. Задача состоит в том, чтобы пускать сценарий в производство после того, как он сделан в
соответствии со всеми требованиями пролетарского мировоззрения. Задача состоит в том, чтобы выпускать с фабрики картину лишь то
гда, когда она освобождена от всех недостатков, от ошибок, хотя бы и безобидных.
Говорят: верно, ошибки нужно исправлять в процессе работы, необходимо дважды, три
жды (и больше) раз заставлять сценариста, режиссера переделывать свою работу, пока
она не освободится от ошибок. Но ведь есть же предел: наступает момент, когда на дан
ной этапе своего идейкого перевооружения попутчик не в состоянии уже ничего больше выправить, а ошибки еще остаются. Как быть тогда? Отвергать работу, доделывать ее с помощью других?
Нам думается, что такая постановка вопроса неправильна. Что значит, попутчик уже не в состоянии работать дальше над данной вещью? Это чаще всего означает, что руковод
ство оказывается не на надлежащей высоте— оно не сумело раскрыть перед автором оши
бочность некоторых частей его работы так, чтобы он понял это и понял, как нужно их выправить; в том-то и состоит главный дефект нашего руководства творческими кадра
ми, чтр, очень много критикуя их работу (сколько всяких консультантских отзывов и протоколов пришпиливается к сценарию, пока он попадает в производство!), мы не помогаем авторам фильм практически, предоставляем им самим выполнять требования критики, подчас абстрактной и даже просто неграмотной.
Цаша задача — дать стране высококачественную продукцию. Мы работаем в основной с попутническими кадрами. Отсюда не вытекает, как мы уже говорили, что задача может быть решена только после создания пролетарских кадров. Нет, при правильной организа
ции дела, при надлежащей руководстве и об
щественной внимании попутнические и союзвические кадры морут дать нам гораздо более высокую продукцию, чем мы имеем сейчас.
Нужно только решительно отбросить всякие «теории» права на ошибки, нужно решительно отвергнуть рассуждения, что попутчику на роду написано делать ошибочные вещи.
Задача состоит в том, чтобы под идейный руководством пролетарских кадров советской кинематографии попутчики включйлись в работу по созданию пролетарских фильм — «Магнитостроев кинематографии». Так решается сейчас проблема попутничества.