Ал. Астрова

сценаристы фальшивят

При всех больших заслугах и культуряо-іголитичеоких достижениях советского кино, у него есть зияющий провал, который состоит в отсутствии хорошей — художественно и по
литически — колхозной фильмы. На фронте борьбы, имеющем колоссальное историческое значение, — борьбы за содиалистическое переустройство сельского хозяйства на начала-.
коллективизации, — советское кино не может быть названо активный борцом. Здесь оно <.в нетях» до сих пор. Те немногие фильмы для
дареівни, которые выпущены, ни ів какой м е р е не удовлетворяю! ни количественных, ни качесгоенных требований. Нужна большая, серьезная фильма, рассчитанная не только на городского рабочаго зрителя, но и на боль
шое воспитательное значение и помощь са-, мим колхозни.кам в части обобщенна их политического, хозяйственного и культурного опыта, проведенію первых социалистических мероцриятий, первых шаг.ов социали-етического производства.
Может быть, такая фильма уже находится в производстве и нам ее совсем не долго оста
лось ждать? Может быть, нэконец, среди законченных сценариев есть хотя бы один, позволяющий думать, что он превратится в -полноценную колхозную фильму?
Будем на это надеяться. Автору этих строк, пока с сожалеинем приходилось лишь разочаровываться в эгом ожидании. Большой и хорошей фильмы о колхозе, поеидимому, придется еще ждать довольно долго. Сценаристам, пишущим на колхозные темы, надо помогать — и помогать серьезно. Колхозные фильмы надо попытаться создать коллективными усидиями.
Мне думается, небесполезно остановиться на некоторых неправильностях и недостатках, которые при ознакомлении с поступающими сейчас (или уже поступившими) -в производство сценариями, написанными на темы клас
совой борьбы в современной деревне, бросаются в глаза и часто повторяются к тому же. Это будет иебесполезно, хотя бы потому, что поможет -избежать ошибок, допущенньгх в прошлой другими.
В течение последних месяцез мне пришлось ознакомиться больше чем с десятой прингг
тьіх кинофабриками и частью уже. пущенныя в производство сценариев на темы классовой борьбы в деревне. Фабрики, прюшмазшие эти сценарии, — Востоккино, Азеркино, Туркменкино, Белгоскино и другие.
Не знаю, как обстоит дело на других кинофабриках, но первое, что следует сказать по поводу просмотренных сценариев, следующее:

задача создания кинопроизведения о колхо

за, как таковой, о его в нутреняих противоречиях, о процессе его организационного укрепления и развитая, — такая задача этими сценариями не разрешена.
Сценаристы охотно берут моменты возникновения .колхоза, івступления в колхоз, или наоборот, выхода из него или временного «развала» колхоза; вокруг этих фактов завязываются узлы сюжетов, развертывается на
акр-ане классовая борьба крргховникюи, багірак-сш, бедноты и ісеіредаяіксш с ікулаяесшж. Но из известных мне сценариев только один (іБольшие (будни» — Ялтинская фабрика Востоккино) и-меет темой организацяонное укрепление колхоза, и второй («Ж енщин а»— Бглпоокино) — трактует івютрос о месте жен
щины в коллективной хозяйстве. Во зсех остальных сценариях колхоз с его собственной внутренней жизнью не является главный «лействующим лицом». В лучшей случае борьба ведется «вокруг» колхоза, а в худше-м— колхоз дается, как декорация, фон, дейстзие же разворачивается по какой-либо другой линки (борьба с религией, борьба за ликвидацию неграмотности, или что-либо еще).
Это означает, что наша сценарная продукция явно отстает от жизни, от боееых задай современнаго этапа колхознаго строительства. Сценари
сты (и с ними кинопроизводство) все еще живут вчераш-ним дней «олхозного движения, ко
гда количественный рост и образование новых колхозов были определяющими моментами, зокр-уг которых сосредоточивалась в основной ожесточенная классовая борьба в деревне. Ме

жду тем этот первый этап в основной уже зазершен, и теперь самый жаіркий бой с кулаком

идет по линии укрепления уже создай ных колхозов (это не значит, конечно.
(О некоторых неправильностях и недостатках в изображеніи классовой борьбы в деревне)