ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

Очерк Ал. Осипова.
Миллионная армия английских горнорабочих ведет упорную и самоотверженную борьбу с небольшой горстью шахтовладельцев. Всеобщая заба
стовка, вспыхнувшая в самом начале этой борьбы, как стихийный порыв пролетарской солидарности, была сорвана вождями английского рабочего движения. Они трусливо ста
рались разделить неделимое: отрешившись от политики, ве
сти борьбу исключительно на экономической почве. Между тем, когда хозяйственная об
становка Англии, вызвав эту гигантскую стачку, приблизила возможность революционной вспышки,—лидеры рабочего движения малодушно от
ступили, отдав приказ о прекращении забастовки. Этим самым они стали на точку зрения консервативного правительства, признавшего всеобщую забастовку актом, посягающим на английскую конституцию и потому—незаконным. От прекращения всеобщей заба
стовки, конечно, английская буржуазия постаралась извлечь свои выгоды: она немедленно повела наступление на условия труда в различных областях англий
ской промышленности. Но особенно пострадала от предательства реформистских вождей стачка углекопов. Помимо тяже
лого морального удара, полученного горняками из-за внезапной потери поддерж
ки всего рабочего класса, английские углекопы почувствовали очень скоро и другие результаты прорыва фронта рабочей солидарности. В Англию стали при
бывать транспорты угля из других стран, и это дало повод к дальнейшему упорству английских капиталистов и стоящего за их спиной правительства, состоя
щего сплошь из представителей крупной промышленности.
Классовая борьба, которую ведут сейчас английские углекопы имеет глубокие исторические корни. Промышленность Англии, опорой которой является добывание угля, переживает тяжелый кризис. Безработица все время растет, боль
шинство крупных предприятий, в том числе железные дороги, с трудом сводят
концы с концами и почти не выдают дивидендов своим пайщикам. Только недальновидный политик, «твердолобый» кон
Дети под землей. Гравюра 50-х годов, изображающая детей—грузчиков угля в шахтах в Лэнкашире. Оки почти все время должны находиться в горизонтальном положении. Их тела прикованы к вагонеткам цепями. Задыхаясь в душном подземельн, рискуя ежеминутно своей жизнью, эти жертвы эксплоатацни шахтовладельцев работали по 12 час. в сутки.
«Домашние рецепты от английской болезни». Мистер Стэнли Болдуин является не только премьер-министром Англии, но и крупным промыш
ленником, владельцем болышшетяа акций машиностроительных заводоя «Болдуин и К0». Выступая недавно на собрании заводчиков и фабрикантов, Болдуин ааявил, что Англия своими средствами выйдет из хозяй
ственного кризиса.—Надо и капиталистам, и рабочим учиться многому у Соединенных Штатов, вместо того, чтобы тратить хотя бы грош для изучения условий Москвы,—сказал премьер-министр своим коллегам. И до
бавил еще, что новая промыяшениая политика отвратит «инородческие и чужеземные влияния» и поможет избежать ужасы гражданской войны. На снимке: Болдуин (на переднем плане справа) с лордом Реднором, председателем собрания промышленников, на котором ораторствовал Болдуин.
будет катиться вниз по наклонной плоскости.
В Англии имеется семь угольных бассейнов, из ко
торых добывалось в довоенное время (1913 г.) 287 млн. тонн. Мощная промышленность стра
ны потреб ляла почти весь этот уголь на местах, и только 74г/2 млн. томи было предназначено для выво
за. Пью-Кестльский угольный бассейн поставлял уголь для Северной и Северо-За
падной Европы. Кардиффский бассейн снабжал рай
он Средиземного моря, Западную Африку и Южную Америку. Эти угольные районы не имели своего торгового аппарата, и продажа угля шла через комиссионные кон
Причины кроются в местных английских условиях. К ним в первую очередь надо отнести значительную истощенность угольных копей в Англии и тех
ническую отсталость их оборудования. Недавно директор департамента торговли Соединенных Штатов, Клайн, посетив
Англию, в докладе своем доказал, что оборудование английской угольной промышленности таково, каким оно было несколько десятилетий тому назад. Вслед
ствие этой отсталости, стоимость рабочей силы на тонну угля обходится в тричетыре раза дороже, чем в Соединенных Штатах.
Во многих районах для вывоза угля еще пользуются лошадиной тягой, и в копях отсутствуют простейшие приспособления, обеспечивающие шахтерам
Во что обойдется английским углекопам удлинение рабочего дня на один час. Если бы законопроект английского правительства об удлинении рабочего дня в копях на один час был принят углекопами, им бы этот лишний час обошелся в 28.000 несчастных случаев в год—дополни
тельно. На рисунке английского художника Фламбо—изувеченные в копях углекопы прижимают к стене министра Болдуина, проводящего
в жизнь законопроект об удлинении рабочего дня в шахтах.
ными для Англии по самым различным причинам. С.-Штаты явились мощным кон
курентом и стали снабжать своим углем главного потребителя Англии: Австра
лию. Точно так же Америка захватила и южно-американские государства. Южная Африка, приступив к энергичной разработке своих копей, отказалась от при
возного угля. Таким образом, Англии удалось удержать лишь угольные рынки Франции, Испании и части Северной
Европы. Однако, и здесь английскому углю трудно конкурировать с другим импортным углем, хотя бы австралий
ским. Как это ни удивительно, несмотря на далекий путь, проделываемый австра
лийским углем, он продается в Швеции дешевле английского, нью-кестльского.
торы, что удорожало продажную стоимость товара. В военные и после-военные годы положение английской уголь
ной промышленности резко
ухудшилось. С одной стороны, пала производительность ко
пей, достигшая в 1919 г. 232 млн. тонн и поднявшаяся к 1924 г. до 267 млн. тонн.
С другой стороны, за эти годы значительно сократился спрос на уголь в стране из-за упад
ка промышленности. Отчасти вздорожание английского угля втрое от августа 1914 г. до мая 1920 г. побудило многие предприятия перейти на жид
кое минеральное топливо (нефть). Для английских угле
промышленников оставался, казалось, еще один исход: увеличить вывоз угля. Но рынки оказались нотерян
серватор, министр Уинстон Черчилль мог заявить еще в конце прошлого года, что у него имеется двенадцать причин для самых радуж
ных настроений по отношению к буду
щему Англии. Не будем здесь перечислять все эти причины, способствую
щие благодушию мистера Черчилля,
но укажем, что из среды торгово-про
мышленной Англии посыпался ряд протестов против казенного оптимизма английского министра. Крупный владелец судострои
тельных заводов Гунтер подал об
ширную докладную записку правительству, в которой указывал на катастро
фическое положение английской промышленности. Он указывал, что сколь
ко бы правительство ни субсидировало шахтовладельцев, английская промыш
ленность в целом