Евреи-колонисты привозят в Херсонскую гавань арбузы со своих баштанов на продажу.
Спасшие 7 пет под густым покровом бурьяна и валежника вемди бежашпих с Херсонщины помещиков вновь проснулись от грохота трактора и работ землекопов, плотников и кровель
щиков: вдесь строятся поселки новых крестьян—евреев-переселенцев,* днем обрабатывающих землю, а ночью достраивающих жилье.
С начала строительства, т.-е. 1924 г., выросли 37 новых
поселков и колоссальные скирды соломы и несмолотого хлеба.
Почти все переселенцы — местечковые жители Черниговщины: мелкие торговцы, кустари, есть среди них и рабочие.
Для поселков Наркомземом отведено 40 тыс. десятин вемли под усадьбы и пахот
ные участки. Черев органивацию Джойнта и при участии Комзема (комитетов по улуч
шению быта евреев-переселенцев), переселенцы снабжаются на условиях долголетней рас
срочки (до 12 лет) строительными материалами, семссудой, инвентарем и наделом земли по расчету в 27адес. на едока.
Записавшихся на участки оказалось около 2х/а тыс. семейств, и им отведено 950 участков под дома.
Нынешние жилищные условия далеко не удовлетворяют переселенцев: лишь окило 40% из них живут в не совсем вакоиченных домах по несколько семейств в каждом, а остальные разместились в бараках, по 35—40 человек на барак.
Рост строительства сильно тормозится отсутствием денежных средств и крайне неблагоприятными техническими условиями: мало фургонов и арб, нет колодцев
в отдельных поселках, аа водой приходится ехать ва 5—7. верст.
Административно-общественным органом, как всюду в сельских местностях,
является сельсовет, об’едиияющий все поселки. Имеются медицинский и ветери
нарный пункты, агрономы, инструктора и кооперативная лавка.
При обработке земли ведется правильный шестипольный севооборот, благо
даря чему десятина в среднем дала по 100 пудов хлеба.
Общая посевная площадь поселков составляет 12.050 десятин. Переселенцам предоставлено 29 тракторов, 34 сноповязалки, 300 лобогреек и 18 молотилок.
Еще не разрешен вопрос о пожарной безопасности. Пока установлены постоянные де
журства у каждой скирды и запрещено курить по улице.
Ценным культурным имуществом переселенцев является мощный 7-ламповый радио
приемник—подарок студентов Коммунистического универси
тета национальных меньшинств Запада переселенческому сельсовету.
Аппарат легко принимает центральную радио-станцию в Москве и германскую и английскую радио-передачи.
В поселке Эритмайске (Первомайске), где установлено ра
дио, в дни отдыха собираются большие толпы переселен
цев и крестьян с соседних районов.
Особенно хорошо слышна передача Московской станции, дающая популярные лекции на различные темы и информацию о международном и внутреннем положении СССР.
Переселенческие колонии Херсонщины являются одним из уголков, отражающих работу ОЗЕТ (Общество по земельному устройству трудящихся евреев в Совет
ском Союзе). По последним подсчетам, общее число евреев-крестьян в СССР дошло до 160 тыс. Площадь их трудоного

ОТ ПРИЛАВКА К ПЛУГУ

От херсонского корреспондента «Огонька».
Временное жилище еврейских колонистов.