СССР НА СТРОЙКЕ № 1 1940

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Н

едавно построен Большой Ферганский канал имени товарища И. В. Сталина —самое большое ирригационное сооружение в СССР. Кто не восхищался этим замечательным народным движением, зародившимся в прекрасной Ферганской долине,
среди хлопковых полей и садов солнечного Узбекистана. Узбекистан... Страна знойного азиатского солнца, плодородных лессо
вых долин и оазисов, вкрапленных в безбрежный океан величайших пустынь Средней Азии; край, где робкая весна сменяется долгим
и жарким летом и не знающая дождей почва трескается, рассыхаясь и засушивая растительность; страна, в которой притоки могучих рек, сбегая со снеговых вершин суровых хребтов, тысячами ороситель

ных каналов расходятся по долинам и оазисам, отдавая свои воды опаленной зноем земле.

Узбекистан... Цветущая страна, из руин и нищеты возрожденная ленинско-сталинской национальной политикой; счастливая страна, где сотни тысяч веселой детворы учатся в школах, где для юношей

и девушек широко открыты двери институтов и университетов; страна, создавшая национальную по форме и социалистическую по содер

жанию культуру, мощную промышленность и оснащенное передовой техникой сельское хозяйство; родина замечательных мастеров земли и воды, колхозных хлопкоробов—мировых рекордсменов хлопковой урожайности, вырастившая и воспитавшая плеяду прекрасных агрономов.
Чтобы понять, как жил и дышал на протяжении своего многовекового существования узбекский народ, надо перелистать страницы его тысячелетней борьбы за воду.
Вода... Вода... С древнейших времен иноземные завоеватели, вторгаясь в страну узбеков, прежде всего устремлялись к воде. Эмиры и ханы, феодалы-беки захватывали верховья рек и оросительные каналы с драгоценной водой. Хлопковые миллионеры, помещики, баи
и муллы наравне с землей владели и водой. Водой торговали; воду воровали; из-за воды убивали людей.
После Великой Октябрьской революции, принесшей освобождение узбекскому народу, партия Ленина-Сталина провела в Узбекистане земельно-водную реформу и, отобрав землю и воду у баев, помещи
ков, передала их во владение трудовых дехкан. За годы сталинских
пятилеток, до неузнаваемости изменивших судьбу узбекского народа, обретшего счастливую и зажиточную жизнь, в Узбекистане были построены десятки ирригационных сооружений и сотни насосных станций.
Большевистская партия и советское правительство вложили в орошение сотни миллионов рублей. Но воды, самой воды нехват а л о. В особенности страдала от маловодья Ферганская долина, эта житница советского хлопководства. В то же время через Ферганскую долину мчала Сыр-Дарья свои бесполезные воды к Аральскому морю. В Сыр-Дарье хватило бы воды, чтобы превратить в цветущий сад любую пустыню!
Среди дехнан Ферганской долины давно жила мечта об использовании вод Сыр-Дарьи для орошения. И эта мечта, казавшаяся еще
недавно совершенно несбыточной, получила претворение в жизнь в 1939 году, накануне знаменательного 1Б-летия Узбекской Советской Социалистической Республики.
Благодаря большевистской партии и лично товарищу Сталину, неустанно заботящимся о благосостоянии узбекского народа, Узбек
ская ССР пришла могучей и окрепшей к своему юбилею. Колхозный строй пустил глубокие корни среди широкой массы дехкан. Колхозники честной работой, стахановскими высокими урожаями—добились зажиточной, радостной и культурной жизни.

Летом 1939 года колхозы Ферганской долины почуяли в себе силы,

способные претворить в жизнь чудесную мечту многих поколений дехкан — обуздать непокорную Сыр-Дарью, заставить ее повернуть свои воды на социалистические поля. Эта мечта была разбужена строительством небольшого Ляганского канала, сооруженного весной

1939 года по инициативе нескольких тысяч колхозников Ферганского, Маргеланского, Алты-Арыкского и Кувинского районов.

Вдохновленные примером этого небольшого, но замечательного сооружения, три тысячи колхозов Ферганской долины обратились в ЦК коммунистической партии Узбекистана с просьбой довести до сведения товарища Сталина, что они готовы построить гран
диозный канал, который раз и навсегда покончит с маловодьем Ферганы. По народной идее воду предполагалось взять в верховьях рек Сыр-Дарьи и Нарына и, перебросив ее в маловодную Кара-Дарью, тянуть отсюда, через всю Ферганскую долину, великий канал. Колхоз
ники ставили перед собой ответственную задачу: в течение 46 дней
вырыть 270-километровый канал, вынув 18 миллионов кубометров грунтов. Многие колхозники помнили, что до революции 30 киломе
тров канала в Голодной Степи строились 11 лет. Но это их сейчас не остановило взять на себя такое смелое обязательство.
Подлинно народное движение среди колхозников Ферганы было поддержано товарищем Сталиным. Немедленно были отпущены Узбекистану необходимые помощь и средства. Узбекские колхозники по
лучили экскаваторы, дизельные тракторы, автомобили, железо, бетон, лес.
Весть об одобрении товарищем Сталиным инициативы ферганских колхозников молниеносно распространилась по всему Узбекистану. Колхозы открыли запись добровольцев и выяснили, что почетное право работать на канале оспаривают 200 тысяч лучших кетменщиков колхозной Ферганы.
С первых же дней на строительстве канала по инициативе колхозника Дунана Дусматова из колхоза имени Сталина, Нарынского района, возникло стахановское движение, охватившее тысячи пере
довых кетменщиков. Такие выдающиеся стахановцы как Дунан Дусма
тов, Кенджибаев, Юнусов, Алаяров, Мамаджан Курбанов, Таджимат Хидыров и десятки других ежедневно выполняли свои нормы на тысячу и свыше процентов. Кетменщики соревновались с кетменщиками, звенья со звеньями, колхозы с колхозами, районы с районами.
Это народное движение получило высокую оценку в приветствии Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) к пятнадцатилетию образования Узбекской ССР. В этом приветствий говорится:
„Крупнейшей победой Советского Узбекистана является сооружение в текущем году силами колхозников пр>и помощи правительства в течение 46 дней Большого Ферганского канала протяжением 270 километров, что обеспечивает дальнейший подъем урожайности и зажиточности колхозников Узбекистана 1.
За выдающиеся успехи в строительстве канала награждены правительством орденами и медалями Союза ССР 1082 человека.
По старым нормам такое же строительство продолжалось бы около 7 лет. Сейчас почин ферганских колхозников широко подхвачен многими трудящимися нашей страны. Таджикские колхозники продлили Большой Ферганский канал от города Канибадама до Ленина
бада. Эта инициатива была одобрена ЦК ВКП(б) и Совнаркомом
Союза ССР. Уже построены и строятся более 70 ирригационных каналов. Начинается строительство дорог в ряде областей и районов СССР.
По единогласному решению армии строителей канала, поддержанному правительством СССР, Большому Ферганскому каналу присвоено достойное и любимое имя вождя народов, организатора и вдохновителя всех социалистических побед —товарища Сталина!

УКАЗ

Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Большому Ферганскому

каналу имени тов. И. В. Сталина.

Удовлетворить просьбу собраний участников строительных работ Большого Ферганского канала и руководящих партийных и советских органов Узбек

ской ССР и присвоить Большому

Ферганскому каналу имя тов. И. В. Сталина.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР

М. Калинин. Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

А. Горкин.

Москва, Кремль. 4 декабря 1939 г.